Сказкотерапия
статья (подготовительная группа)

Гераськина Татьяна Владимировна

Существует  один замечательный способ скорректировать нежелательное поведение малыша, чему – то научить, избавить от страхов и внутренних переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации – это сказкотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия.

Мы уже знаем множество вариантов, как эффективно обращаться с ребенком, как сделать так, чтобы он рос жизнерадостным и уверенным человеком. Но существует еще один замечательный способ скорректировать нежелательное поведение малыша, чему – то научить, избавить от страхов и внутренних переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации – это сказкотерапия. 

Издревле люди использовали сказки в воспитательных целях. Почему именно сказки? Да потому, что сказка - это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации.

Все дело здесь в особенностях детского воспитания - малыши воспринимают всю информацию через НАШИ, родительские, чувства. Ведь дети смотрят на мир нашими глазами. Они запоминают наши жесты и мимику, нашу реакцию на предметы и ситуации. Они внимательно наблюдают проявления НАШИХ чувств и эмоций, а потом также смотрят на мир.

Например, мама в присутствии ребенка искренне порадовалась распустившемуся цветку, голубому небу или красивой  бабочке. Малыш понял: «это что-то очень хорошее, раз так порадовало маму, значит и я, буду воспринимать как хорошее, буду радоваться цветам и небу…» А если мама вскрикнула,  при виде маленького мышонка и на ее лице отразился страх, то малыш будет воспринимать мышей как нечто опасное для себя и своих близких. Скорее всего, он тоже начинает бояться мышей или испытывать к ним неприязнь.

Поэтому дети воспринимают только ту информацию, которая передается им непосредственным общении с взрослыми, и которое окрашено множеством интонаций и эмоций. А где же, как не в сказках, искать разные образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием и оставляются там на долгие годы?

Слушая сказку, малыш «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожими на них или наоборот дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу малыша, заставляет задумываться, что-то менять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. И в сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Без лишних сложностей в сказке прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим – значит действовать себе во вред, а быть хорошим – правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда.

Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, нежели скучные родительские нотации и замечания. Сказки не вызывают внутреннего сопротивления, поэтому малыш способен к ней прислушаться. В сказках детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают и делают своих собственные выводы.

Сказка может очень многое: помогает избавиться от страха темноты и спокойно заснуть, учит, как правильно себя вести и приобретать новых друзей, объясняет, как преодолевать тревоги и конфликты.

Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывается слушать и воспринимать в разговоре с родителями. Ведь слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит, у малыша появится сила снова идти к успеху.

Можно читать и рассказывать сказки из книги, а можно придумывать самим. Особенно, если у Вас возникла какая-либо проблема, и Вы не можете найти походящую для этого случая сказку. Для этого не нужно  быть великим сказочником. Подойдут простые, незамысловатые истории из жизни белочек, зайчиков или детишек, похожих на Вашего малыша.

Например, история о застенчивом медвежонке, который учится знакомиться с другими зверюшками, лучше всяких родительских наставлений расскажет ребенку, как находит себе друзей.

Если Вы желаете научить малыша чему-то хорошему, то расскажете ему сказочку, в которой он САМ совершает этот поступок. Если же Вы хотите устранить нежелательное поведение, то расскажите историю, в которой ДРУГОЙ ребенок совершает это нежелательное поведение и в итоге справляется с ним.

 Сказка поможет Вам больше узнать и лучше понять Вашего малыша. Для этого, читая сказку, внимательно и ненавязчиво следите за его реакцией. Обсудите после прочтения, что понравилось в сказке, что нет, какой герой ближе малышу, как бы он поступил на его месте и почему. Важно, чтобы в процессе обсуждения ребенок мог высказывать любое свое мнение, т.е. что бы он ни говорил – не должно подвергаться обсуждению.

Спросите у ребенка, как сказка и какой сказочный герой у него самые любимые. И возможно Вы объясните себе некоторые поступки и поведения малыша.

Можно создать книги-сказки про Вашего ребенка, используя картинки, вырезанные из журналов или фотографии своего малыша и придумывая ситуации, в которых он ведет себя достойно и заслуживает похвалы.

Сказка, рассказанная перед сном, создает теплую, добрую атмосферу.  Действует успокоительно как для родителя, читающего ее, так и для ребенка. Малыш слышит родной голос, чувствует Ваше тепло, Вы вместе переживаете одни и те же эмоции – в такие моменты между вами устанавливаются очень теплые, доверительные отношения, полный душевный контакт. Малыш забывает о своих дневных печалях. С помощью сказки находит для себя выход из сложной ситуации и спокойно засыпает. И на следующий день он встает полный сил и уверенности в себе, чтобы смело идти вперед по жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...