статья "Полезные игрушки для детей раннего возраста""
статья

Экатерина Рантиковна Васильева

Консультация для родителей "Полезные игрушки для детей раннего возраста"

Радует, что индустрия детских товаров не стоит на месте. На сегодняшний день взрослые могут приобрести игрушки, разработанные с учётом последних достижений педагогической и психологической науки. Поговорим о том, как не потеряться в разнообразии товаров и приобрести действительно правильную и развивающую игрушку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_igrushki_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Полезные игрушки для детей раннего возраста.

За 2 года у малыша скапливается столько игрушек, что они порой перестают помещаться в корзины и коробки, а ребенок тем временем их игнорирует и не желает с ними заниматься. Как родителям разобраться в многообразии товаров и купить для малыша действительно полезных для развития спутников в ежедневных развлечениях?

Чтобы определиться, какие игрушки нужны ребенку в 2-3 года, следует разобраться в особенностях детей этого возраста. Малыши сейчас активны и не способны долго заниматься одним делом, но у большинства из них уже вырабатываются определенные предпочтения в занятиях. В этот период игры для ребёнка должны быть разнообразными: развивать, обучать, развлекать, физически его задействовать и постепенно приучать к усидчивости. Поскольку в 2-4 года активно формируется речь, какие-то занятия посвящаются развитию мелкой моторики, а другие нужны для наработки навыков самообслуживания, тренировки координации движений. После двух лет у ребенка появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой он воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни, берет на себя новую роль (продавца, доктора).  В этот период в арсенале игрушек появляются предметы для отобразительных игр.

Вне зависимости от предназначения игрушки, она должна обладать определенными свойствами:

  1. 1 Быть безопасной, прочной, простой в уходе. Малыши до 3 лет все еще стремятся все доступные объекты поместить в рот, поэтому на купленном товаре не должно быть незакрепленных или легко отрывающихся мелких деталей.
  2. Быть понятной. Ребёнок должен сам или с небольшой помощью взрослых разобраться как с ней играть  
  3. Быть занимательной. Она должна вызывать более или менее продолжительное удивление.
  4. Быть качественной. Цветовое решение игрушки, материал, из которого она изготовлена, и издаваемые звуки – все это должно быть приятным и комфортным для малыша.
  1. Шнуровки помогают развить у малыша глазомер и мелкую моторику, способствуют выработке усидчивости у детей.
  2. Рамки-вкладыши способствуют усвоению понятия размеров и форм, развивают мелкую моторику, координацию, глазомер и внимание.
  3. Сюжетные игрушки: куклы, коляски, кухни и гладильные доски, машины и чемоданчики с инструментами, наборы доктора – все это помогает ребенку войти во взрослый мир и входе игры, примерить на себя отношения и действия окружающих взрослых людей.
  4. Конструкторы обучают малышей созиданию. Они также помогают формировать в детях усидчивость, задействуют их фантазию и логическое мышление. Работа с деталями набора способствует развитию мелкой моторики. Такие игрушки требуют активного участия взрослых в занятиях. Сами по себе они не разовьют вашего ребенка, это всего лишь инструмент. Вы должны показать малышу, как правильно пользоваться предметами, а когда он научится всему, он сможет действовать самостоятельно.
  5. Пластилин. Традиционный материал, предназначенный для оттачивания мелкой моторики, при творческом подходе может стать прекрасным помощником для развития малыша. Из пластилина можно вместе с ребёнком налепить овощей и фруктов и поиграть в магазин, обучая его счету. Мягкий материал можно намазывать на картонку, а затем крепить на него крупы, создавая картины.
  6. Кубики. Деревянные, пластмассовые, поролоновые, с картинками и без – все они при правильном подходе станут эффективным инструментом для развития ребенка 2-3 лет. С их помощью можно строить башни, домики и гаражи, учиться различать цвета и размеры. Игры с кубиками научат малыша быть усидчивым и старательным.
  7. Мозаика. Подобрав товар, крупные детали которого легко и без усилий собираются в единое целое, вы поможете малышу научиться анализировать и группировать объекты. По мере освоения простых изделий, ребенку можно покупать усложненные варианты.
  8. Дидактические карточки с реалистичными изображениями животных, овощей и фруктов, растений, предметов одежды и всего того, что малыши должны знать об окружающем мире, и парные картинки-пазлы, и кубики, имеющие на гранях иллюстрации, которые собирают вместе. Цель дидактических игрушек – помочь ребенку познать мир, научиться сравнивать, анализировать и делать верный выбор. Дидактические игрушки более других требует активного участия взрослых при занятиях.
  9. Музыкальные игрушки развивают не только музыкальные способности, но и мелкую моторику, дыхание и координацию. Свистки; дудочки; губные гармошки; бубны; трещотки; маракасы; барабан; ксилофон; игрушечное пианино. Понятно, что эти музыкальные инструменты не смогут надолго увлечь малыша, но и 5- 10 минут в день будет для него достаточно. Регулярные занятия с такими игрушками будут способствовать развитию слуха и чувства ритма.
  10. Игрушки для активного ребенка. Малыши 2-3 лет постоянно находятся в движении, и их внимание редко способно задержаться надолго на одном объекте. Стремясь приучить ребёнка к усидчивости, не забывайте о необходимости динамических игр – чтобы правильно перенаправить «лишнюю» энергию активных детей, следует организовать подвижные занятия дома.

Для этого идеально подойдут:

  1. Мяч – игрушка универсальная и любимая всеми детьми. Такой игровой предмет никогда не надоест ребёнку, поскольку с ним можно придумать множество различных обучающих и развивающих занятий.

Игры с мячом. Если пространство квартиры позволяет вам организовать игровую площадку для таких занятий, можно поиграть с малышом в минифутбол или научить его забрасывать мяч в баскетбольную корзину, закрепленную на стене или двери.

  1. Кегли. Это довольно динамичная и азартная игра, которая, при правильном подходе, заставит активных малышей «попотеть». Кегельбан развивает меткость и тренирует координацию движений при размещении инвентаря.
  2. Транспорт. Самокат и трехколесный велосипед, на которых ребёнок будет учиться кататься, будут развивать его равновесие и расходовать избыток энергии. Еще один приемлемый вариант для активных малышей – беговел.

Если площадь вашего дома позволяет, можно оборудовать для ребенка целый спортивный уголок с качелями, кольцами, матами и батутами.

  1. Интерактивные игрушки: разнообразные пианино; обучающие планшеты; коврики и плакаты;

Интерактивность – это полезное качество для игрушки, позволяющее ей откликаться в реальном времени на действия ребёнка и обучать его каким-либо навыкам, но довольно быстро надоедают малышам, изучив их основные функции, поэтому их следует убирать в шкаф после того, как малыш наиграется. Спустя неделю их можно вновь достать и дать ребёнку – интерес снова временно возрастет. Некоторые специалисты считают, что интерактивные игровые приспособления негативно влияют на детскую психику, лишают ребёнка воображения и инициативы. Но если имеются и традиционные игрушки, то интерактивные предметы не навредят ребёнку.

  1. Доска-мольберт. Очень удобны двусторонние модели, на одной стороне которых можно рисовать мелками, а на другой – маркерами.

Отобразительные игры. Это может быть что угодно – гараж, кухня или набор доктора, главное, чтобы малыш мог примерять на себя те «маски» взрослых, которых он видит ежедневно.

  1. Лепка. Сейчас важно развивать у крохи усидчивость и мелкую моторику, для этого идеально подходят пластилин и современная новинка – кинетический песок.
  2. Конструктор. Девочкам и мальчикам обязательно нужно научиться созидать своими руками: строить башни из деревянных кубиков, здания из пластиковых блоков, а также без труда создавать из магнитных рамок невероятные сооружения.
  3. Двигатели: большой самосвал или грузовик на веревочке, тачка, коляска для кукол
  4. Творчество. Пластилин и кинетический песок, пальчиковые краски с наборами кистей и безопасных красок, аппликации и мозаики – все это должно быть у каждого ребенка и развивать его фантазию, мелкую моторику и усидчивость.  

Увлекательные игрушки не обязательно покупать – их можно сделать самостоятельно. Самый популярный и действительно увлекательный вариант– бизиборд.

На доску прикрепляются всевозможные элементы, которые могут быть интересны малышу или используются в быту: розетки; дверные или оконные засовы; выключатели; телефонные трубки; звонок; шестеренки. Главное, чтобы все детали были безопасны для ребенка и были надежно закреплены, чтобы он не смог оторвать их руками. Элементы можно скручивать и заменять новыми по мере взросления и перемены интересов малыша.

 Еще один увлекательный вариант самодельной игрушки – ниткоплет. Он развивает мелкую моторику и стимулирует формирование фантазии. На деревянную доску набиваются гвоздики с круглыми безопасными шляпками так, чтобы стержни оставались над поверхностью на 3-5 см. За них в свободном порядке зацепляются разноцветные нити или резинки, создавая своими переплетениями геометрические фигуры.

Очень популярны сейчас сенсорные коробки – в любую пластиковую или картонную емкость насыпается песок или мелкая крупа. Малышам нравиться копошиться в такой импровизированной «песочнице», играя в ней с некрупными игрушками.

Мамы-рукодельницы создают для своих детей развивающие книжки. Мягкие тканевые странички наполняются интересными деталями – шнуровками, пуговками с застежками, липучками и молниями. В секретных кармашках малыши могут найти сюрпризы – аппликации с изображениями животных или бусы.

Главное не забывайте, что большинство развивающих игрушек предполагает присутствие взрослых. Тем более что совместные упражнения не просто позволят получать новые знания, но и помогут укрепить детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки для детей раннего возраста

К началу раннего возраста ребёнок  приобретет стремление к самостоятельности  и  независимости. Общение ребёнка со взрослым  теряет  свою  непосредственность:  оно н...

Игрушки для детей раннего возраста

Игрушки для детей раннего возраста.Гармоничное развитие ребенка подразумевает всестороннее развитие – это и физическое, и умственное, и социальное. Современные игрушки должны соответствовать этим трем...

Консультация для родителей. "Дидактические игрушки для детей раннего возраста"

Дидактические игрушки- это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.  Это могут быть задачи на развитие восприятия, па...

Консультация - Подбор игрушки для детей раннего возраста

Консультация - Подбор игрушки для детей  раннего возраста...

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ)

    В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброж...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста тема: " Игры и игрушки для детей раннего возраста"

Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...

Авторская игрушка для детей раннего возраста: "Игрушка-икалка: цыпленок"

Игрушка стимулирует тактильные ощущения, развивает мелкую моторику пальцев рук. Способствует улучшению адаптации к детскому саду ребенка....