Беседа с родителями "Гендерное воспитание"
консультация (средняя группа)

Седова Елена Федоровна

Материал подходит для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Половое воспитание.

Чтобы половое воспитание было успешным, родителям надо знать, прежде всего, физиологические особенности полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Что же является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребенка? Например, у мальчиков до года наблюдается эрекция (напряжение) полового члена. Ее появление обычно обусловлено раздражением рефлексогенных вен в области половых органов при их воспалении или перед мочеиспусканием. Эрекция значительно учащается в возрасте 2-3 года.

У детей дошкольного возраста во время обмывания, обтирания кожи в области половых органов или при трении узкими брюками, рейтузами может пробудиться половое ощущение. В этом возрасте проявляется половое влечение. Дети по-разному ведут себя с представителями своего и противоположного пола. Например, мальчик дерется с другими мальчиками, обижает их, девочек или не трогает, или относится к ним с чувством нежности.

Уже в дошкольном возрасте необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, будущих мужчин и женщин. В любой семье отец и мать по-разному относятся к дочери и к сыну, мальчику 'покупают одни игрушки, девочкам - другие, поручают выполнять неодинаковую домашнюю работу. Игры детей разные, непохожие. Мальчики чаще всего играют в войну, подражая героям, а девочки - в куклы, которых они и покормят, и спать уложат, и песенку им колыбельную споют. Так неосознанно формируется характер будущей матери - воспитательницы.

Воспитание сына в семье – это, прежде всего воспитание будущего гражданина, мужа и отца. Если мы сумеем с раннего возраста воспитать у мальчиков уважение к матери, бабушке, сестре, то впоследствии они с уважением я чуткостью будут относиться и к "девушке, жене. В каждой семье отношение к мальчику должно быть строже, выше требования к его физической силе и выносливости, решительности, смелости; поражения и неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. Уже тогда, когда малыш пытается сам справиться с ними, нужно дать ему возможность испытать себя.

...Трехлетний Вова защищает цыплят от кошки. Упал и ушиб коленки. А навстречу к нему уже спешат мама, бабушка.

- А сыночек ты наш, а внучек дорогой, да как же это ты?

Не стоит так сочувствовать ребенку. Конечно, без синяков и шишек не обойтись. Но самое главное то, что трудность преодолена. Цыплята спасены в понятии Вовы.

Малышу можно гадать вопрос: «Зачем нужна сила?» Ответ должен быть: «Для защиты слабых». Благородный смысл мужской силы дети должны видеть с детства. Сильный человек всегда помогает тому, кто слабее. Этим воспитывается внимательное отношение к девочкам.

- ...Четырехлетняя Ира медленно застегивает пуговицы, а Олег уже давно оделся.

- Ира, дай я тебе помогу.

Олег бережно начинает своими ручонками застегивать пуговицы на пальто Ирины. Выполнив свой «мужской долг», мальчик пропускает девочку вперед и отправляется вместе с ней на прогулку. Воспитателям в детских садах, родителям дома стоит вырабатывать у мальчиков хорошую привычку помогать девочке, как более слабой, пропускать её вперед, и эту привычку впоследствии поддержать в школе. Тогда восемнадцатилетнему юноше не нужно будет думать о том, как правильно вести себя с девушкой, у него с детства будет выработан навык культурного общения.

Подать девочке (девушке) пальто, пропустить ее вперед - это признак культуры и уважения. Уважения не только к ней, но и к самому себе. Ведь это не трудно, но зато как приятно - ощутить себя сильным, заботливым, добрым. Уже с раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогала выполнять более тяжелую физическую работу. Пусть такое отношение войдет у мальчиков в привычку еще задолго до того, как они начнут интересоваться вопросами пола.

Необходимо и у девочек воспитывать правильное отношение к мальчикам. Девочка должна нежно, ласково относиться к мальчику, утешить его, узнать, почему он плачет, т. е. проявлять чуткость, внимательность, заботливость.

У детей дошкольного возраста появляется стремление в общению с лицом противоположного пола. Уже в три года ребенку очень нравится какой-нибудь мальчик или девочка (причем мальчику - девочка, девочке - мальчик). Мотивы дружбы у детей разные:

- Хотел бы играть с Наташей, потому что она красивая и очень добрая. Она мне нравится.

- Хотела бы играть с Сережей, потому что он хорошо танцует.

В дошкольном возрасте у девочек появляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры и т. д. Вот тут-то половое воспитание непосредственно связано с эстетическим.

У детей дошкольного возраста четко формируется понятие половой принадлежности, воспитатели и родители должны подходить к ним дифференцированно: «Ты должен поступать так, потому что ты мальчик», «Как тебе не стыдно так себя вести: ведь ты девочка!»

Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчеркивают: это дядя, это тетя, это маленькая девочка, мальчик. Позже ребенок уже способен изучать и сравнивать окружающие предметы, строение своего тела. Он уже знает и назначение многих органов тела (глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать, и т. д.). В 3-4 года ребенок утвердительно заявляет «Я мальчик» или «Я девочка», а в случае, если это отрицается (например, в шутку взрослыми), может приводить в доказательство факт наличия или отсутствия соответствующего признака.

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в «дочки-матери», «папы и мамы», «свадьбу», «доктора»: делают уколы, измеряют температур. Маленькие девочки иногда подкладывают под платье различные вещи и заявляют: «А у меня будет ребеночек». Огорчаться не следует: дети используют в игре то, что видели или слышали. Они даже не понимают смысла и значения этих действий. Желая играть с маленьким ребенком, девочка начинает подражать взрослым. По-видимому, в такие игры чаще играют девочки, которые очень любят маленьких детей и с нетерпением ждут появления братика или сестрички.

В поведении дошкольника могут проявиться особенности, которые вызывают у родителей неопределенную реакцию, даже панику. Например, дети могут играть с половыми органами, показывая их друг другу. Самому старшему ребенку необходимо разъяснить, что половые органы ему не следует трогать без естественной надобности и не разрешать этого делать посторонним людям, кроме родителей и врача. В подобных играх ребенок исследует свое собственное тело или рассматривает те же части тела у своих товарищей.

Вспомните, какую радость испытывает малыш, обнаружив у себя руки, пальцы... Он был в восторге вместе с вами, махая ручонками, двигая ногами и беря их в рот. Все это приносило ему величайшее удовольствие. Позже ребенок находит у себя половые органы. Но, случайно касаясь их, испытывает приятное щекочущее ощущение, которое затем пытается вызвать повторно. Если ребенок постоянно занят интересными играми, у него не появляется усиленного интереса к своему телу: внимание переключается на другие занятия. Обычно проявляют чрезмерный интерес к частям своего тела дети, которым мало уделяют внимания и ласки.

Чем естественнее условия, в которых воспитывается ребенок, чем реже его изолируют от сверстников, тем меньше внимания он уделяет половым органам и играм, с ними связанным. Взрослые должны запрещать подобные игры, особенно если в них участвуют дети с большими возрастными различиями.

Дети могут интересоваться, почему половые органы имеют разное строение. Следует объяснить им, что органы для мочеиспускания устроены по-разному потому, что мальчики и девочки не должны быть одинаковыми.

Если в семье есть грудной ребенок, то дети видят половое сходство или различие и воспринимают это как должное. Желательно, чтобы они присутствовали при раздевании или купании ребенка.

Воспитание, при котором вырабатывается естественное отношение к обнаженному телу, не вызывает сексуального возбуждения. В Спарте девочек до их взросления заставляли ходить голыми, что допускал климат. В этом не было ничего нарушающего стыдливость и возбуждающего сладострастие. Вместе с девочками физическими упражнениями занимались и мальчики.

Родителям следует обратить внимание еще вот на что: совсем маленькие ребятишки во время гигиенических процедур должны правильно употреблять нужные слова. Они должны быть для детей естественными, как и все другие. Не стоит употреблять специальные (детские) выражения, которые для ребенка удобны, но от которых впоследствии ему придется отвыкать.

У дошкольников половое ощущение могут вызвать поцелуи, особенно в губы. Часто родители целуют маленьких детей в губы и другие части тела. Это может привести к нежелательным последствиям. У ребенка много «пунктов» для поцелуев, но взрослые почему-то стремятся его поцеловать в губы. Так, девочка четырех лет на вопрос, кто из родных ей больше всего нравится, ответила: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Маленькая девочка уже определяет вкус поцелуев. Поэтому следует запретить поцелуи в губы.

Во время бесед и лекций для родителей приходится часто слышать: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?

Действительно, приходит время, когда подросшие ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа на вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не то, как он появился на свет. Ребенок хочет узнать, откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, Толя поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путано, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки». Дело в том, что накануне этой домашней беседы в дошкольном учреждении читали рассказ Вячеслава Янчарского «Мишка Ушастик в детском саду».

Вопросы, которые задают дети, чаще всего - проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Малыш слышит, что у соседки родился ребенок, видит, как и его собственная мать шьет распашонки или пеленки для будущего братика или сестрички, упоминание о которых он улавливает в беседе взрослых между собой. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверхособого интереса к половым вопросам нет.

Ребята замечают изменение фигуры матери. Так, пятилетний Миша заявляет: «Мамочка, какая ты стала толстая!» Мать правильно ответила: «Скоро у тебя будет маленький братик или сестричка. Сейчас он растет у меня в животике, а как вырастет, родится». Ответ удовлетворил мальчика, и он с нетерпением стал ждать появления маленького ребенка.

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу. Этот ответ достигнет цели: ведь малыш слышал из разговоров взрослых, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.

Правильно поступают родители, которые раскрывают тайну деторождения издалека. Так, родители шестилетней Иры К. круглый год на окне выращивают огурцы. Девочке, которая интересуется тем, как появляются дети, доверено опыление огурцов. Здесь же родители в непринужденной: обстановке рассказывают о мужских и женских цветках, об их оплодотворении и, постепенно прибегая к помощи русских народных сказок, рассказывают о рождении детей. Причем уже с детства подчеркивается, что для рождения здорового ребенка необходимо, чтобы мама тоже была здорова. А для этого надо заниматься спортом (Ира ходит в секцию гимнастики), соблюдать режим дня, режим питания. И девочка с удовольствием выполняет все эти требования.

Интересный пример приводится в книге Л. Писаревой «Практика воспитания детей»: «...Папа с семилетним Мишей шли по улице. Была ранняя весна, и на улицах такая гололедица, что идти было очень трудно, некоторые прохожие падали. На середине горки, на самом крутом месте, стало очень трудно идти. И тут они увидели чужую, незнакомую папе и Мише тетю, которая спускалась вниз, попала на скользкое место и никак не могла выбраться ни вперед, ни назад. У тети был большой живот, такой большой, что Миша никогда такого не видел, оттого тете было еще труднее идти.

Папа быстро подошел к тете и со словами «Мы вам поможем» взял ее под руку. «Миша, помоги»,- сказал папа. Миша подал тете руку, и все стали спускаться вниз. Спустились благополучно. Тетя очень обрадовалась и горячо поблагодарила папу и Мишу за то, что они ей помогли. «Папа, отчего у нее такой большой живот?» - спросил Миша, когда они снова пошли своей дорогой. «А оттого, Миша, что она скоро будет мамой, у нее родится маленький ребеночек, такой же маленький, какого ты видел у дяди Кости и тети Маши, таким же маленьким был и ты, когда родился, и я, и твоя мама. Ребенок вначале так мал, что не может еще сам дышать и есть. И пока он не станет крепче, спит, свернувшись в клубочек в животе у своей мамы. Там ему тепло и мягко, и мама кормит его своей кровью, а когда он подрастет, тогда ребенок выйдет наружу, и его уже можно носить на руках и баюкать, и тогда уже сам дышит и сам пьет молоко. Когда ребенок родится, мама его тяжело, но потом все проходит, и папа и мама очень радуются, что у них появился маленький человечек. Но пока маленький спит в животе у мамы, он очень слабый, и его надо беречь, значит, нужно беречь и маму.

Вот если бы мы той тете не помогли, она могла бы упасть и ушибить свой живот и маленького ребеночка, который находится у нее внутри».

При объяснении нужно идти от известного к неизвестному. Например, легче объяснить рождение ребенка сельскому мальчику или девочке: ведь они бывают свидетелями, как вылупливаются цыплята, как кошка «окотилась» и т. д. Городскому ребенку труднее объяснить это.

Немецкий ученый Гунтер Фейстель привел такой пример разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу - высиживание птенцов птицами, потом - семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц вылупливаются?» Отец объяснил:

«Крольчата такие маленькие, что живут сперва в теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучит вопрос: сам-то он не помнит, как появился на свет. «Конечно, не помнишь! Ты был совсем маленький. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.

Часто ребенок верит, что его нашли в капусте, затем и сам продолжает долго искать кого-либо в капусте.

На вопрос дочери «Откуда я появилась?» мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать, обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом... Девочка долго переживала родительский обман.

Еще пример. На вопрос одиннадцатилетней Тамары «Откуда я появилась?» мать дала правильный ответ. Но когда последовал вопрос: «А как же ребенок на свет появляется?» - женщина не нашла нужных слов и сказала, что ребенка извлекают путем оперативного вмешательства. Девочка побледнела, сильно задумалась. Тогда мать добавила: «А вообще, в большинстве случаев обходится без оперативного вмешательства: развязывается материнский пупок, и ребенок появляется на свет». Тамара облегченно вздохнула и верила словам матери до 14 лет. И когда школьные подруги старались ее разубедить,- это не помогло. Ведь ее мама никогда не обманывала. Поэтому, узнав истину, девочка почувствовала большую обиду на мать.

Ответы взрослых должны быть простыми и естественными. При атом родителям надо реагировать на вопросы детей так, чтобы прежде всего исключить всякое собственное удивление и смущение, а также строгость и возмущение. Ответы и пояснения, которых ждут дети, должны исходить из естественных законов природы и ни в коем случае им не противоречить. Эти ответы должны быть краткими, четкими, не касающимися деталей, а только существа вопроса.

У дошкольников может возникнуть вопрос о роли отца в появлении ребенка. Можно дать такой ответ: «Ребенок в животе у мамы появляется тогда, когда родители живут дружно, заботятся друг о друге и по-настоящему любят друг друга». Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в журвале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает расти - пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда, когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».

Беседуя на подобные темы, можно добавить: «Об этом следует говорить только в своей семье». Эта общая тайна еще больше сблизит детей и родителей.

Уже в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка заботиться о своем здоровье: соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, питаться, больше бывать на свежем воздухе. Дошкольников необходимо обучать гигиеническим навыкам: уходу за телом, умению подмываться, регулярному мочеиспусканию, дефекации и др. В дошкольном возрасте важно проводить туалет наружных половых органов, не фиксируя на этой процедуре внимание ребенка - она должна восприниматься столь же естественно, как, допустим, мытье ушей, рук, чистка зубов.

Девочки и мальчики четвертого года жизни.

Какие они?

У воспитателей и родителей при общении с детьми 3 - 4 лет начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям. Можно выделить несколько симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и стремление к деспотизму.

        Отечественные ученые называют это кризисом трех лет. Проявление такого поведения обусловлено тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, когда ребенок стремится отделить себя от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», желание действовать самостоятельно.

          Но кому стремятся подражать малыши? Конечно, мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде. Девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение.

          Но самое главное то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

  • внешность,
  • имя,
  • образ «Я»,
  • установки (социума, собственные),
  • роли (социума, собственные).

Наблюдения за детьми позволили выявить определенную закономерность: как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным в себе, таким он и будет в жизни.

Именно в этом возрасте происходит развитие у детей интеллекта. Поэтому в этот период важным является воспитание у мальчиков и девочек вежливости, сдержанности, скромности и других важных качеств личности, осознание не только своих прав, но и своих обязанностей.

       К 4 годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

        Вместе с тем представления детей 3 – 4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно предупреждать появление ложных стереотипов и в процессе общения с детьми создавать гендерные образы для мальчиков и девочек. Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...

Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"

Беседа поможет родителям воспитывать в своих детях в подготовительный к школе период такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, без которых не возможно успешное обу...

Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема : « Наша Родина –Россия»

Познакомить с понятиями «Родина», « Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе....

Беседа для родителей "Воспитание ненасилием в семье"

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое....