Профилактика трудностей адаптации в первом классе
консультация (подготовительная группа)

Острогляд Надежда Алексеевна

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_trudnostey.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика трудностей адаптации в первом классе

№ п/п

Название трудности

Причины

Профилактика

1

Хроническая неуспешность,

Школьная тревожность

Отрицательное отношение родителей к трудностям и неудачам ребенка. Негативные оценки со стороны взрослых

Завышенные ожидания родителей

Отношения с учительницей

Отношения в классе

Высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность,

Некритическое выполнение требований взрослых

Недоразвитие мелкой моторики

Несформированность произвольного внимания

Повышенная тревожность, снижение уверенности в себе, опасение сделать ошибку

Астения

Повышенный уровень тревоги, связанный со школой

Обеспечить ребенку ощущение успеха. Нельзя ставить в вину неудачи в учебе.

Правильно оценивать ребенка: ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном (требованием школьной программы, достижениями сверстников).  Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: улучшение его собственных результатов. Ребенка нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать, но хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Поиск сферы наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Придать этой сфере высокую ценность в его глазах. Подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). Иногда приходится идти на обесценивание ряда школьных требований и ценностей (например, не полностью выполняются домашние задания).

Родителям не показывать свою озабоченность учебными неудачами ребенка. Искренне интересовались школьной жизнью ребенка, смещение интересов на отношения детей в классе, внеурочной деятельности, но не фиксировали внимание на содержании обучения.

Нельзя, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах, ему необходимо найти такую внеурочную деятельность, в которой он способен самоутверждаться, а это впоследствии скажется на школьных делах.

Чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

2

Уход от деятельности

Не получают достаточно внимания со стороны взрослых, ребенку не удается реализовать присущую ему демонстративность.

Конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием.

Воображение ребенка надо направить на решение реальных творческих задач.

В реальной продуктивной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Нужна такая сфера деятельности, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потребность демонстративного ребенка во внимании к себе. Театральная деятельность, если тревожный компонент отсутствует, иначе, можно предложить какую-либо другую деятельность, связанную с искусством – литературная студия, кружок рисования. Если музыка – особые формы семейного музицирования, домашних концертов и т.д. (не музыкальная и не художественная школы).

Демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая может приводить как к положительным, так и отрицательным проявлениям, в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

3

Негативное самопринятие

Неудовлетворенность особенно высокой потребности во внимании к себе со стороны окружающих (ярко выраженная демонстративность).

Взрослые непрерывно делают ребенку замечания, читают нотации – проявляют к ребенку внимание. Те формы общения, которые взрослые используют для наказания являются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является лишение внимания.

  1. Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. В случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. Главное свести к минимуму «эмоциональность» реакций, так как именно эмоциональности ребенок добивается от взрослых своими выходками. Основной способ наказания – это лишение общения. Главная награда – открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (можно).
  2. В первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма. Во время скандала – холодность и равнодушие, чуть позже – тепло и внимание. Нельзя утраивать сцен примирения, прощения и т.д., иначе может закрепиться ритуал: скандал – примирение. Прежние нарушения должны быть именно забыты, они больше не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Если за них было наложено наказание, то оно не должно отменяться.
  3. Ребенку необходима сфера, в которой можно реализовывать демонстративность. Театральные занятия.

4

Социальная дезориентация

Резкое изменение условий жизни ребенка.

У ребенка пониженная чувствительность к социальным нормам.

Импульсивность и гиперактивность у ребенка.

Нарушение иерархии, относительной значимости разных норм.

Убежденность ребенка в несправедливом отношении к себе.

Главное – ребенку необходимо научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости.

  1. На первом этапе полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные.
  2. После того, как наиболее грубые нарушения норм прекратились надо выбрать одну область и сосредоточить усилия на ней (оставляя без внимания все прочие нарушения). И так далее.
  3. Полезны специальные занятия с психологом, направленные на иерархизацию норм. Обсуждение – какого человека можно назвать хорошим, а какого не очень или плохим? Обсуждение о том, можно ли и в каких ситуациях нарушать правила поведения? (можно ли переходить дорогу на красный свет, если очень торопишься?). При таких обсуждениях важно помнить, что моральные нормы и нормы закона иногда не совпадают, и обсуждение проводится именно с точки зрения морали.
  4. Обучение ребенка навыкам общения.

5

Вербализм

Связаны с особенностями развития познавательной сферы

Взрослые прилагают много усилий к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов, как можно раньше начинают обучение чтению и письму.  Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.), остаются на втором плане. Недостаточно развивается мышление ребенка.

Завышенная оценка возможностей ребенка.

Начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того места в развитии, где продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Доформировать все дошкольные «хвосты недоразвития», но более взрослыми средствами.

Родителям надо сделать выбор: работать «на школу» или «на ребенка». Жить дома домашней жизнью, в которую включать дошкольные виды деятельности.

Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки, но сначала мы их слепим.

Тренинг общения.

6

Интеллектуализм

Связаны с особенностями развития познавательной сферы. Недооценка родителями той роли, которую в развитии ребенка играют детские виды деятельности.

Акцент делается не на речевом развитии, а на развитие логического мышления, когда ребенку с раннего детства предлагают разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа.

Если синдром не слишком грубо выражен, то с возрастом «интеллектуал» найдет себе равного партнера по общению. Ребенка научить навыкам общения.

Эмоциональное общение с родителями + виды деятельности, которые развивают образную и эмоциональную сферу. Эмоциональный интеллект.

Тренинг общения.

7

Семейная изоляция

Принадлежность семьи к какому-либо меньшинству. Распространен в семьях эмигрантов и беженцев.

Ребенка воспитывают не родители, а бабушка и дедушка, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

Требуется работа со всей семьей. Помочь ребенку и родителям понять представления, господствующие в окружающей социальной действительности, найти в них отдельные элементы, приемлемые для себя.

Педагогу необходимо понять и принять ценности семьи.

Работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расширение его бытовых контактов с социальной действительностью. Найти круг общения со сходными (устраивающими семью)ценностями и установками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый раз в первый класс: адаптация к школе

Рекомендации будут интересны родителям будущих первоклассников...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.

На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит....

Первый раз в первый класс - как преодолеть трудности

Первый раз в первый класс - как преодолеть трудности...

Консультация для родителей "Адаптация к первому классу"

Начало школьного обучения – сложный и важный этап в жизни любого ребёнка.Одни достаточно легко и быстро привыкают к школьной атмосфере, другие мучительно входят в новую жизнь, испытывая сильнейш...

"Первый раз в первый класс или адаптация первоклассников к школе"

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется пр...

Справка ( адаптация учащихся первых классов) 2021 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29584766","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...