ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА
статья

Авагян Бела Кароевна

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма». Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить: декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Принцип упражнений по развитию чувства ритма у ребенка и взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем».

Для людей, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

1. Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.

2. Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом.

3. Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.

4. Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма. Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте.

5. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Уважаемые взрослые- родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестренки!

 Над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться также, как и в математических уравнениях.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Игровые упражнения – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений.

Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера, отмечается эмоциональный подъём.

Некоторые методы и приемы развития чувства ритма предлагаю вашему вниманию

-Речевые игры со звучащими жестами

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

Родитель говорит: «Хлопайте вместе со мной». Он хлопает быстро, медленно, прямо перед грудью, внизу, тихо, громко, в различных и неудобных положениях тела, в прыжке…Кто хочет показать, как нам хлопать?» Шлепки: по двум коленям, по одному, тыльной стороной ладони, стоя, двигаясь, одним пальцем, в сочетании с хлопками, ритмично и вне ритма…» Кто хочет показать, как нам шлепать?» Притопы: всей ступней, пяткой. носком, прыгая, сидя в различных и неудобных положениях тела, в сочетании со шлепками и хлопками, громко, тихо… «Кто хочет показать. как нам топать?» Затем присоединяются щелчки пальцами.

Упражнение «Угадай свое имя»

Показывают детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:

Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.

Можно варьировать имя каждого ребенка - пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев. Далее вводите другие «звучащие жесты» (щелчок пальцем, хлопок ладошкой об пол и т.д.).

Предлагаю выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:

Аня, А-нечка, Анеч-ка, Аню-та;

Маша, Ма-шенька, Машень-ка, Машу-та;

Лена, Ле-ночка, Леночь-ка, Лену-ся;

Костя, Кос-тенька, Костень-ка, Костю-ня.

Упражнение «Передай привет»

1 вариант. Родитель хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети и взрослые выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном ведущим темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

· Ритмические игры «Эхо – ответ».

Упражнение "Как на горке - снег, снег"

Цель: учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Упражнение «Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Родитель отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т.п.