Центр математического и сенсорного развития младших дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Куприянова Валентина Алексеевна

методические рекомендации по организации центра математики в младшей и средней группе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Центр математического и сенсорного развития  младших дошкольников»

Валентина Алексеевна Куприянова,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»

ЭМР Саратовской области

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте,  наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей.

Образовательная область «Познавательное развитие» в программе «Детство» представлено несколькими разделами: развитие сенсорной культуры, формирование первичных представлений о себе, других людях, ребенок открывает мир природы, первые шаги в математику. Сегодня мне хочется остановится на последнем разделе и предоставить вашему вниманию материал, как организуется предметно – пространственная среда в группе младшего возраста. А именно организация центра математического развития.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственной среды. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей: стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции.

 Развивающее пространство нашей группы организовано на основании и по требованиям, целям и задачам программы «Детство». Работа в нашем образовательном учреждении  построена таким образом, что с дошкольниками педагоги работают по 2 года. Я работаю с младшими дошкольниками. Это дети в возрасте 3 – 4 лет.

Главным критерием, в выборе места организации математического уголка, в пространстве развивающей среды группы стал свободный доступ детей к находящимся там материалам. Думаю, такая организация является самой эффективной, только так детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

Математический центр - это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Первый шаг в проектировании среды -  определение расположения центров в групповой комнате. Математический центр расположен у стены, на освещенном участке группового пространства и состоит из стеллажей и полок.

Задачами уголка математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Вашему вниманию представлю дидактические игры «Геометрическое лото», «Учим фигуры», «Подбери по цвету и форме»: Игра в занимательной форме поможет закрепить знания детей о геометрических формах и развить действия соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу. Дети научатся обобщать картинки и распределять их по подгруппам. Правила игры просты, увлекательны и содержат несколько вариантов игр разного уровня сложности, направленных на развитие памяти, внимания и речи детей

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Игры направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, установлению причинно – следственных связей, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, рассуждать логически.

Игры «Часть и целое» способствует  развитию у детей  мышления, пространственное воображения, а также и внимание. «Ассоциации» помогут малышу находить логические цепочки между различными объектами - ассоциации. Игра «Цвета» и «Цветные крышки» сформируют у ребенка умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный).

Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике. Математика не только «приводит в порядок ум»,  но и формирует жизненно важные личностные качества детей – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, алгоритмические навыки и творческие способности.

Ребёнок в раннем возрасте познает мир посредством осязания, обоняния, зрения, слуха, действий. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).

В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с плоскостными фигурами: кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником, овалом – и объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, конусом, призмой, пирамидой. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия форм этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании форм окружающих предметов.

Различные виды мозаики и конструкторов улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает  чувственную основу для овладения в последующем величиной  как  математическим понятием.   Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка. Это игры с цветные пирамидки, емкости разной величины и цвета помогут детям сформировать понятие величины и умение подбирать предметы по цвету. Игра «Один - много» поможет ребенку соотнести  количество предметов между собой, развивать внимание.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.

Назначение игр-шнуровок:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также,  игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи я провожу специальные игры по сенсорному развитию детей, предлагаю им самый универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Блоки Дьенеша - уникальные пособие для развития логики ребенка.

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Способы реализации создают возможные варианты мотивации, помогая решить основные дидактические задачи. За широкий спектр решаемых задач и способов применения палочки Кюизенера считаются универсальным полифункциональным дидактическим материалом.

Игровые методы и приемы повышают эффективность обучения, но они должны соответствовать уровню развития игры детей данного возраста. 

Содержание уголка математического развития

Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.

Дети играют в математические игры

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Задача педагога дошкольного учреждения – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Задачами уголка математики является:

•целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем,

стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

•воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.

В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....

Конспект НОД по сенсорному развитию младших дошкольников

Конспект НОД по сенсорному развитию младших дошкольников...

Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников

Хочу предложить игры, в которые можно поиграть с ребёнком дома...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Образовательная область  «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...