Консультация для воспитателей на тему: «Использование сказок народов России для формирования нравственных качеств у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Шуваева Александра Вадимовна

Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество—

верная дорога к сердцу ребенка.

 Сказка, фантазия — это ключик, с

помощью, которого можно открыть

эти истоки, и они забьют животворными ключами…

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Детский сад № 47

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование сказок народов России для формирования нравственных качеств у дошкольников»

 

Подготовила: Шуваева А.В.

2022г.

Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество—

верная дорога к сердцу ребенка.

 Сказка, фантазия — это ключик, с

помощью, которого можно открыть

эти истоки, и они забьют

 животворными ключами…

В. А. Сухомлинский

Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно его развитие и существование.

Духовно – нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

        Актуальность состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

        Субъект: педагог, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

       Гипотеза: Процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Объектом данной работы является педагогический процесс формирования духовно-нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте.

Предмет: духовно-нравственные представления детей дошкольного возраста.

Цель данной работы - создание системы работы по формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.  В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

-          Изучить и проанализировать развитие проблемы на основе анализа литературы отечественных педагогов и психологов.

- Определение условий, благоприятных для формирования духовно-нравственных представлений  у детей.

- Определение основных направлений и  педагогических задач по формированию духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте.

- Разработать комплекс мероприятий по формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  с применением русских народных сказок.

 Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помогают воспитывать сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.  Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста.

Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни. Сказка — средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.Особенности русской народной сказки, такие как поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Работа с народными  и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.

Формы организации занятий с использованием сказки могут быть разными, например:

  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники.

        Также к основным методам и формам работы со сказкой, как процесса формирования духовно-нравственных представлений, относятся: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг - самоделок.

        В работе используется

  • наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
  • словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок);
  • игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

        Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста.

 Рекомендуется проводить непосредственно образовательную деятельность с детьми по сказкам для осуществления поведенческого компонента, содержание которого заключается в том, что в «… процессе практической реализации ребенок дошкольник закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками». Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия,  с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.  Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.             

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки,  следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.  Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хваста», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.

В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить,  какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.

Эффективным средством духовно – нравственного становления личности является сказка.Сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка -  развивает в ребенке моральные и волевые качества,погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути,  помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности.Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие.  Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка - ставит и помогает решить нравственные проблемы,  прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.   Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.       

Заключение

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.

Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило мне приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы, народные игры. Особое внимание уделялось русским народным сказкам, которые являются  одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

Была проведена работа по выявлению уровней сформированности нравственных качеств и повышению качества знаний о нравственности.

Работа велась систематически. В ходе работы  решались ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, морали; дети усваивали новые понятия и учились употреблять их в повседневной жизни, анализировать себя и своё поведение.

В ходе работы, помимо реализации поставленных задач, подтвердилась гипотеза, заявленная в начале работы: процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В результате проведенной работы, углубились знания и расширились понятия детей о нравственности и нравственных качествах человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников».

В наше время, как никогда ранее, возрастает роль мультфильмов и компьютерных технологий на развитие нравственных качеств дошкольников, поэтому мне бы хотелось обратить ваше внимание, внимание родителе...

Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

        Консультация для родителейФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВЛИЧНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...

Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...