Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».
консультация по теме

Савенко Елена Александровна

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…

Язык и ритмика русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме: «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса»

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…

Язык и ритмика русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился. Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Я, думаю, что педагоги могут с удовольствием использовать сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми, наиболее эффективной не только в раннем, но и в любом дошкольном возрасте. Чем привлекательна эта форма работы? Во-первых, через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. Во-вторых, в песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развивать музыкальный слух. И в-третьих, мы добиваемся самой главной цели: развития интонационной выразительности и коммуникативных способностей. Прежде чем начинать работу над силой голоса, необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. А самое главное помнить, что вся коррекционная работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животного. Работая над силой голоса, мы затрагиваем все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом потоке. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя у детей умение произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса или его фальцету. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон выше, а у других – ниже. Важно следить, чтобы голос не был фальцетом. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи. Предлагаю взять за основу схему, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко и составить следующий алгоритм работы по формированию силы голоса:

Начинать необходимо с развития тембра голоса, а также длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

* Произносить на выдохе нараспев слова и предложения из сказок, насыщенные гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

  1. Тянут – потянут – вытянуть не могут.
  2. Козлятушки, дитятушки! Отопритеся, отворитеся.
  3. Ау, ау Снегурушка, ау, ау голубушка.                                                                                                                                                                                                                                                                                  
  4. Не плачь, дед, не плачь, баба.

*  Глубоко вздохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно.

  1. Ох, вы, детушки, мои козлятушки!
  2. Бежит молочко по вымечку.
  3. От тебя, волка, и подавно уйду!
  4. Сяду на пенек, съем пирожок.
  5. Как выскочу, как выпрыгну.

*  Глубоко вздохнуть. Выдыхая, протяжно произносить последнюю гласную, стараясь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

  1. Тили – бом, тили – бом,
  2. Загорелся кошкин дом!
  3. Я по коробу скребен,

по сусеку метен,

на сметане мешон,

да в масле пряжон,

на окошке стужон.

  1. Пойдут клочки по заулочкам!

* Читать предложения с изменением высоты голоса (высоким, низким голосом).

* Подражать различным эмоциональным состояниям, сопровождающимся движениями тела, мимикой (боль, радость, вопрос, просьба, усталость).

* Игра-упражнение «Скажи и покажи» для развития выразительности мимики движений, голоса. По картинкам предлагаем назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый – грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.

* Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей ( изображение хитрой лисы, злого волка, удивленного деда).

*  Выразительное чтение интонационно окрашенных потешек, считалок.

* Далее можно проводить работу по сказке «Курочка ряба». Первую часть воспитатель читает тихо и медленно:

 «Жили-были дед да баба,

  И была у них курочка ряба».

Вторую часть громче, быстрее и веселее:

 «Снесла курочка яичко,

  Да не простое,

  А золотое».

Далее педагог читает громко, но с удивлением:

 «Дед бил-бил – не разбил,

  Баба била-била – не разбила.

  Мышка бежала, хвостиком махнула –

  Яичко упало и разбилось».

Затем читаем тихо и медленно:

  «Плачет дед, плачет баба.

  А курочка ряба им говорит:

  Не плачь, дед,

  Не плачь, баба,

  Я снесу вам новое яичко,

  Не золотое – простое».

Так, прочитав сказку, воспитатель вместе с детьми обсуждает, почему она прочитана именно так. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неправильный образец, поменяв местами манеру исполнения частей сказки.

После детального обсуждения каждой части, сказка читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла с помощью интонации.

В дальнейшем для работы можно использовать различные интонационные схемы:

  • Быстро – громко – высоко
  • Быстро – тихо – высоко
  • Быстро – тихо – низко
  • Медленно – тихо – низко
  • Медленно – тихо – высоко
  • Медленно – громко – низко

Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (например, при передаче визга поросят они самостоятельно будут менять высоту голоса, передавая ее разным тембром, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого поросенка). А в сказке «Три медведя» одну и туже фразу: «Кто ложился в мою постель и смял ее!», каждый герой  произносит с разной интонацией и разной силой голоса.

   Еще К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».

   Ребенок существо – активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода Ткаченко Т.А. в работе, для формирования описательной речи у детей»

Консультация для воспитателей на тему: "Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей....

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...