Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода Ткаченко Т.А. в работе, для формирования описательной речи у детей»
методическая разработка по развитию речи на тему
Консультация для воспитателей на тему: "Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley_na_temu.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование метода Ткаченко Т.А. в работе, для формирования описательной речи у детей»
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном ( неподвижном ) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.
Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ-описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…
Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности недостаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное , научно обоснованное , системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.
В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа можно использовать графические планы-схемы, которые разработала и применяла на практике в течении 20 лет Ткаченко Т.А.
Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник не способен удержать в памяти план рассказа-описания, состоящий более чем из 4 пунктов. Схемы Ткаченко Т.А. позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана-рассказа, состоящего из 6 пунктов! Кроме того, схемы помогают дошкольнику выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более точным, связным, непрерывным.
В схемах Ткаченко Т.А. отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей.
Каждый признак представлен в схемах особым символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает дошкольнику не только анализировать , сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.
Как известно, процесс составления описательных рассказов не отличается занимательностью, поэтому для большинства детей важно найти яркую мотивацию. К примеру, можно предложить дошкольнику не просто выступить перед товарищами, а помочь составить объявление о пропавшем попугае, написать письмо о русской зиме для африканской девочки, а можно объяснить инопланетянину, чем дикие животные на Земле отличаются от домашних.
Мною лично используется и применяется не один год данная методика. Наблюдая за своими воспитанниками, я замечала, что даже дети , имеющие проблемы в речевом развитии со временем добивались значительных успехов в составлении описательных рассказов. А в дальнейшем у них наблюдались улучшения и в развитии связной речи в целом.
В заключении хочу отметить, что динамика обучения во многом зависит от нашего настроя и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях будут заинтересованность, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не надо забывать поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Использование дидактических игр в процессе непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений"
Данная консультация представляет собой подборку дидактических игр, используемых в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений, и реализацию их в процессе НОД....
Консультация для воспитателей на тему «Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ»
Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ....
Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»
Условия формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая уч...
Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».
Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...
Консультация для воспитателей на тему «Использование интерактивного метода в работе с детьми – сторителлинг»
Этот метод может быть полезен и в работе с детьми. Цель, которого захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мы...
Консультация для Воспитателей на тему: «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Цели, задачи пальчиковой гимнастики, для детей....