Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ И ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ"
статья

Краснова Елена Ивановна

В статье раскрываются причины застенчивых и тревожных детей, а так же подчёркиваются сложности, которые ребенок  испытывают при общении со сверстниками и взрослыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ И ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ

Аннотация: в статье раскрываются причины застенчивых и тревожных детей, а так же подчёркиваются сложности, которые ребенок  испытывают при общении со сверстниками и взрослыми.

Ключевые слова: застенчивость, тревожность, неуверенность, гиперопека, авторитарность.

Abstract: the article reveals the causes of shy and anxious children, as well as highlights the difficulties that a child experiences when communicating with peers and adults.

Keywords: shyness, anxiety, insecurity, overprotection, authoritarianism.

Эффективность помощи педагога-психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, взаимодействовать со сверстниками, с взрослыми.

Прежде всего, раскроем, особенности застенчивых и замкнутых детей. Ребята, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться. У него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания[1 с. 56].

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенка очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость  начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, если даже знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и  интеллектуальной сфер личности ребенка.  У таких детей секундная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре [4 с. 48].

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в  старшем дошкольном возрасте, она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Такие дети каждое свое действие проверяют через мнение других, его внимание сосредотачивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс, несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимоотношения межу детьми и взрослыми ( как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у него психологической защиты, заключающийся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя» [3 с. 61].

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Мать, пережившая обиду и желающая огородить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка в зависимости от личностных особенностей  ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому, можно считать, что основной причиной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих[4 с. 74].

Рекомендации родителям застенчивого ребенка должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых – это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению: обратиться кому- то с просьбой, отдать что-либо (деньги – продавцу и т. д.) на первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно[2 с. 137].

Педагогу – психологу важно помочь родителям выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыком конструктивного общения.

Используемые источники:

1. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми : [Комплекс. программа] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб. : Речь, 2000. - 189 с.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 351 с.

3. Широкова Г. А. Практикум детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.- 314 с.

4. Шишова Т. Л. Застенчивый невидимка : Как преодолеть дет. застенчивость / Т. Шишова. - М. : Изд. дом "Искатель", 1997. - 93,[2] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

Застенчивый и тревожный ребенок

В данной консультации для родителей расскрывается понятие "тревожности" и какие факторы влияют на формирование высокой тревожности у детей. Кроме этого говорится о том как правильно нужно воспитывать ...

Застенчивый и тревожный ребенок

Советы по воспитанию тревожных детей...

Застенчивый и тревожный ребенок

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие и нерешительные?Стеснительность, тревожность, застенчевость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим...

Застенчивый и тревожный ребенок. Что делать родителям?

Застенчивый и тревожный ребенок. Что делать родителям?Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задает...

Статья на тему: "Застенчивый и тревожный ребенок"

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.Прежде вс...

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...