Рекомендации родителям "особенного ребенка" или неоправданные ожидания от детских утренников
консультация

Трошина Мария Николаевна
К

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2216.docx267.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «особенного ребёнка» или неоправданные ожидания от детских утренников

Утренник в детском саду – это веселый и долгожданный праздник и для самого ребенка, и для его родителей, наполненный множеством ожиданий. Однако не всегда интересы всех участников и зрителей этого праздника совпадают, особенно, дело касается ребенка с ОВЗ, поэтому родителям необходимо быть готовыми к различного рода реакциям со стороны своего ребёнка как в эмоциональной сфере, так и в деструктивном поведении.

Праздник или экзамен? Для ребенка утренник – не только приятное событие, но и нередко серьезное испытание. У детей с ОВЗ нарушена эмоциональная сфера и им сложно справиться со своими эмоциями, особенно, с положительными. Очень тяжело детям справиться и с неконструктивным поведением на утреннике. Родители ждут от своего ребенка демонстрации способностей и успехов, активного участия в коллективных играх, примерного поведения и хорошего настроения. Воспитатели надеются на дисциплинированность, организованность, четкость и выполнение отработанной программы, и опять же, с хорошим настроением, чего невозможно ожидать от детей с ОВЗ.

Но у ребенка часто совсем другие интересы – он ждет от праздника самого праздника, с непосредственными играми, призами и подарками, а все остальное нередко воспринимается им как навязанные обязанности, совершенно не нужные ему самому. Такое столкновение интересов может послужить причиной возникновения разного рода проблемных ситуаций во время утренника. К тому же, открытое коллективное мероприятие всегда активизирует в детях с ОВЗ те черты их характера и особенности протестного поведения, которые дома не всегда заметны, но от которых напрямую влияют на прохождение праздника. Поэтому родителям важно знать особенности своего малыша, чтобы помочь ему справиться с трудной ситуацией во время утренника и не допустить разочарования от праздника.

Тревожный ребенок. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто обладают повышенной тревожностью. То может быть обосновано их собственным отношением к своим особенностям, низкой самооценкой, стеснительностью и ограниченным опытом пребывания в социуме, но, чаще всего, тревожность является симптомом многим психическим заболеваниям, которые сопутствуют основному диагнозу ребенка.  И детский утренник, с предшествующей подготовкой, усиленным вниманием и сопутствующей суетой может стать для таких детей настоящим стрессом, провоцирующим различные страхи, неврозы, а порой и агрессивное поведение. Когда ребенок с ОВЗ, незнакомый с «чудом перевоплощения», видит множество артистов, переодетых в сказочных героев, он может действительно испугаться, расплакаться и даже убежать. Самое главное в такой ситуации – не ругать и не высмеивать страхи ребенка, ведь именно сейчас ему очень нужна помощь и поддержка родителей. Видя, что ребёнок с ОВЗ стал напряжен и не хочет подходить, чтобы сфотографироваться с Дедом Морозом или сказочным героем, не стоит его заставлять и уговаривать. Лучше возьмите его на руки, посадите себе на колени или просто будьте все время у него на глазах, позвольте ему самому выбрать безопасное расстояние, ведь не так важно, получится ли хорошая фотография и пообщается ли ребенок с переодетым артистом, главное, чтобы ему было комфортно на своем празднике.

Заметив же такую реакцию страха у ребенка по отношению к сказочным героям, не оставляйте эту ситуацию без внимания, даже если утренник уже прошел. Знакомьте его постепенно с театром, костюмированными праздниками, устраивайте дома дни перевоплощений, когда вся семья может переодеваться, надевать маски, использовать грим.

Другая разновидность проявления тревожности ребенка во время утренника – боязнь публики и публичных выступлений. Ребенок может замечательно справляться со своей ролью дома или на репетиции, в знакомой обстановке и с привычными людьми, но стоит появиться посторонним зрителям, как ребенок мгновенно забывает все слова и движения, нервничает, порой даже замирает на месте от страха.

Как раз в таких случаях необходимо прямое участие родителей. Нет ничего страшного, если Вы расскажете стишок вместе с ребенком, а вместо хоровода он посидит с мамой в зрительном зале. Сейчас психологическое здоровье ребенка важнее хорошего выступления. А в будущем, при правильном подходе, страх перед публикой будет уменьшаться и вытесняться. Старайтесь тренировать ребенка дома, настраивая его не на выступление, а на заманчивую игру, в которой важно участие, и оно не оценивается зрителям. Погружение в деятельность поможет ему меньше концентрироваться на взглядах окружающих. Ну и, конечно, постепенно вводите ребенка в общество, пусть он периодически присутствует сначала в кругу знакомых людей, а затем и посторонних; давайте ему поручения и поощряйте любую прилюдную активность. Такая ситуация, пожалуй, является крайним вариантом проявления невротической реакции перед детским утренником, тем не менее, встречается она не так уж редко. Ведь дети с ОВЗ очень впечатлительны и зависимы от своего психоэмоционального состояния. Поэтому, когда ребенок сильно не хочет идти на праздник по причине страха перед неудачей, выступлением, оценкой родителей, да к тому же и не имеет возможности выразить это свое чувство, он может действительно заболеть. Появляются психосотатические состояния: недомогания, может заболеть горло и появиться кашель, боль в животе. «Предпраздничные болезни» - серьезный повод для родителей задуматься и насторожиться. Почему ребенку настолько некомфортно на утреннике? Не слишком ли активно вы стимулируете его творческую активность? Не предъявляете ли слишком высокие требования? Не оцениваете ли негативно его неудачи и оплошности?

Постарайтесь максимально убедительно донести до ребенка (а нередко и до себя) мысль о том, что Вы идете на утренник не для того, чтобы проверить его способности, и ему нет необходимости делать там то, что ему не нравится. Утренник – это праздник, повод порадовать себя и окружающих, время для веселья и подарков. Воздержитесь от сравнения своего ребенка с чужими детьми, всегда находите положительные моменты в его деятельности и не забывайте искренне хвалить за них. Обратите внимание на свои эмоции и поступки, которые могут усилить тревожность и спровоцировать его страх перед утренником. Ведь даже хмурое лицо мамы на утреннике, ее незаинтересованность или постоянные одергивания у чувствительного ребенка могут закрепить нежелание посещать подобные мероприятия. Помните о том, что вялость, плаксивость и капризы могут быть следствием нарушения его режима или быть вызванными усталостью, эмоциональной перегруженностью. Родителям необходимо учитывать эти обстоятельства при планировании праздничного мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения родителей на детских утренниках в детском саду.

В консультации описываются правила, которые необходимо знать родителям, при посещении праздников и развлечений. Правила оформлены ярко, в цветном варианте. Предлагаю воспользоваться данной консультаци...

Детский утренник "Здравствуй, детский сад!"

Данный материал позволяет раширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями, получит радость от необычного действия и от участия в нем....

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗУЧИВАНИЮ РЕПЕРТУАРА И ПОДГОТОВКИ К ДЕТСКИМ УТРЕННИКАМ

Праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса.Утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая трудная подготовительная работа....