Консультация для родителей "Развитие речи у детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Бобрикова Елена Васильевна

Речевое развите - одна из важнейщих задач дошкольного воспитания. В консультации рассказывается о характерных особенностях развития речи детей 4-5 лет, о нормах и нарушениях речевого развития. Предложены интересные упражнения для развития речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_4-5_let.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей 4-5 лет»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

2 Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

3. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

4. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

5. Дети легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления.

6. Речь становится более связной совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество».

3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

4. Активно использует в речи обобщающие слованаречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т. д., союзы (куда, что, когда, сколько и т. д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не

только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а также решат одну из задач развития речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- Ребенок неправильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- У ребенка недостаточно развита интонационная выразительность:

- Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Ребенок может ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у него вызывает затруднения.

Ребенок не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование. Он нарушают структуру и последовательность изложения, не может связывать между собой предложения и части высказывания.

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

3. Очень быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ», нечеткое произношение.

5. Неправильное построение предложений.

6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.

1.Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие,

маленькие, санитарные, служебные…);

2.Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что

это? – Береза);

3.Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,

листья срывает…);

4.Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что

это? - Солнце);

5.Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба,

самолет, бабочка, листья);

6.Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава,

быстро);

7.Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8.Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);

9.Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево.

Какое? Зачем?);

10.Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11.Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);

12.Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь.

Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята,

лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе,

т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

13.Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,

вязать… шарф;

14.Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…,

холодный…;

15.Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

16.Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

17.Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);

18.Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

19. «Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать -

длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

20.Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)…;

- Мише стало грустно (отчего?)…;

- Миша обрадовался (когда?)…;

21.«Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий

людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

22.Программа требует приучать детей правильно называть предметы

обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов,

ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

23.Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие

взаимоотношения между играющими.

24.«Что в мешочке» Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.

25. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.

ПОМНИТЕ!

•        Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

•        Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

•        Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

•        Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь – результат общения взрослого с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие связной речи у детей 4-5 лет"

Развитие связной речи у детей 4-5 лет.              В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказо...

Консультация "Развитие связной речи у детей 4 - 5 лет"

В консультации даются рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Консультация " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

В консультации представлены советы, игры и упражнения, рекомендации  для родителей по развитию связной речи у детей старшего дошкольногоо возраста.....

Консультация «Формирование связной речи у детей средствами театрализованной деятельности в домашних условиях»

В театрализованной игре дети лучше усваивают не только содержание произведения, но и логику событий, их последовательность и причинную обусловленность, что способствует развитию мышлени...

Консультация "Развитие связной речи у детей"

Консультация "Развитие связной речи у детей"...

консультация дл родителе "Речь наших детей"

Консультация « Речь наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Уважаемые родители!До школы осталось н...