Консультация "Развитие связной речи у детей 4-5 лет"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Развитие связной речи у детей 4-5 лет.

 

 

            В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

            В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

            Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагаю обучение разным видам высказываний: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что…»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.

            В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующее схеме:

1) Указание на предмет, называние его;

2) Описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом);

3) Оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое  освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность  текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

            Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить  его содержанием, развить сюжет («Как-то раз … собрались звери на полянке. Стали они.. Вдруг… Взяли звери…  И тогда…»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Одновременно развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений  (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное  составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

            Такое составление высказывание подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям  при переходе от одной картинки к другой словами-связками: и вот тогда, вдруг, а в это время.

            Индивидуальная работа в обучении рассказыванию (при описании игрушки, предмета, картинки)способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.

Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.

            Обучение связной речи помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения,  развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

 

 

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_4-5_let_danilevskoy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей 4-5 лет.

        В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

        В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

        Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагаю обучение разным видам высказываний: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что…»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.

        В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующее схеме:

1) Указание на предмет, называние его;

2) Описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом);

3) Оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое  освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность  текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

        Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить  его содержанием, развить сюжет («Как-то раз … собрались звери на полянке. Стали они.. Вдруг… Взяли звери…  И тогда…»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Одновременно развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений  (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное  составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

        Такое составление высказывание подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям  при переходе от одной картинки к другой словами-связками: и вот тогда, вдруг, а в это время.

        Индивидуальная работа в обучении рассказыванию (при описании игрушки, предмета, картинки)способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.

Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.

        Обучение связной речи помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения,  развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...