консультация "Развиваем моторику-развиваем речь"
консультация (младшая группа)

Музыченко Светлана Ивановна

консультация "Развиваем моторику-развиваем речь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем моторику - развиваем речь.

     В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали наиболее заметны. 

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Большое влияние на становление   речевых навыков имеет развитая мелкая моторика. 

 Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. 

Мелкую моторику можно развивать  различными способами, например, такими: 

-   Игры с мелкими предметами: 

-   Застегивание и расстегивание пуговиц

-   Шнурование ботинок

-   Шнуровка на специальных рамках 

-   Нанизывание колец на тесьму

-   Мозаика

-   Игры с конструкторами

-   Перебирание круп, зерен и другие… 

                         Рекомендации для родителей:

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук ребенка.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.
  5. Сначала  взрослый показывает выполнение упражнения, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

                            Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

1. Работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы.

2. Игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами.

3. Игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия. Пластмассовые и деревянные конструкторы направлены на формирование мышления, творческой фантазии и на активизацию словаря ребенка.

4. Игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания.

5. Игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.

6. Мозаика, конструктор - доступный для ребенка материал. Тематика разнообразна, идет от простого к сложному. Все это способствует обогащению словаря, развитию моторики пальцев рук и координации движения руки.

7. Плетение - это процесс очень увлекательный, он способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.

8. Задания в прописях и тетрадках помогут развить логическое мышление, произвольное внимание, воображение, речь, закрепить навыки ориентировки на листе бумаги.

9. Дети очень любят собирать пазлы и раскрашивать картинки. Эти занятия формируют у детей умение собирать изображение предметов, композиции, а также штриховать снизу вверх, слева направо. Это очень увлекательно и интересно.

10. Большое значение для "постановки руки" и формированию речи имеет развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур и предметов, с использованием цветного карандаша.

11. Пластилин - это творчество, воображение, координация движения пальцев рук.

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук....

Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

помощь родителям в развитии мелкой моторики...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

Папка-передвижка "Развивая моторику, развиваем речь"

quot;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"  (В. А. Сухомлинский)...