развивая мелкую моторику , развиваем речь
консультация (старшая группа) на тему

Карамышева Татьяна Алексеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

 Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

 Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев

Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей, человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

Когда же начинать заниматься?

Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

Мелкая моторика развивается игрой.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает  «Сороку - белобоку  и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы.

 Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы…  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

 

Бабушкин рецепт.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих  «рукастых»  мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание  кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

  Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют не только работе речевых и мыслительных центров, но и развитию творческих способностей, формированию усидчивости. Если ребенок маленький, взрослый должен быть обязательно рядом. Ведь малыши могут что-то засунуть в нос, уши, рот. Важно помнить о безопасности. А дети постарше, посоревнуются со взрослыми, ведь играть вместе намного интересней и веселей. Не стремитесь навязать ребенку игру, а постарайтесь увлечь его этим видом деятельности. «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Вот игры, в которые можете играть дома вместе с ребенком.

Игры с баночками.

Пустые баночки и емкости разные по форме и размеру. Открыть все баночки и предложить ребенку закрыть все банки, правильно подобрав крышки.

Яичный контейнер.

Возьмите пластмассовый контейнер от куриных или шоколадных яиц. Предложите ребенку разложить в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов.

Игры с матрешками.

Положите в одну матрешку конфетку и попросите ребенка угадать, кто съел конфетку? Малыш может подносить каждую матрешку к уху, а может их открывать.

Игры с рамками-вкладышами.

Рамки-вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, животные. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в определенные отверстия.

Игры с пазлами.

Пазлы бывают деревянные, картонные, пластмассовые. Начинать надо с самых простых,крупных.

Игры с мозаикой.

Для малышей подойдет мозаика в виде шестиугольных сот или в виде гвоздиков-грибочков.

Игры с конструктором.

Для малышей подойдут деревянные и пластмассовые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках.

Игры с магнитами.

Магниты можно прикреплять и снимать с холодильника , магнитной доски.

Игры с прищепками.

Снимать прищепки с различных предметов: например с пластмассового ведерка, с книжки, с картонных силуэтов ( ёжика, солнышка, птички, елочки и т.д.)

Игры с пуговицами, бусинами.

«Витамины»

Возьмите пузырек с широким горлышком и предложите сложить туда «витаминки» (пуговицы).

«Разложи по цвету»

Возьмите баночки разных цветов (можно обклеить цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия, предложите ребенку разложить пуговицы по цветам – красные – в красную, синие – в синюю и т.д.

«Разложи пуговицы.»

Возьмите форму для изготовления льда и предложите ребенку разложить пуговицы по ячейкам.

«Яблоки на яблоне»

Вырежьте из цветного картона яблоню, разложите на ней пуговицы. Предложите ребенку собрать в миску урожай яблок.

«Поймай рыбку»

На столе две коробки. В одной – «рыбки» (пуговицы, шарики, мелкие фигурки). У ребенка в руках пластмассовая ложка. Нужно переместить фигурки из одной коробки в другую, сначала одной рукой, затем другой.

«Шнуровки»

Предложите ребенку с помощью шнуровки «пришить» различные детали, протяни шнурок по краю картинки, протяни шнурок в каждое второе отверстие, выполни «обметку» через край, сделай шнуровку как на ботинках.

Игры с палочками и спичками.

Предложите ребенку сложить спички в коробок. Со спичек нужно предварительно удалить серную головку.

Фигуры из счетных палочек.

Из счетных палочек помогите выложить малышу  (дорожку, забор, домик, елочку, флажок, окно, лесенку, кроватку, ракету, танк и т.д.),  сначала по образцу, потом по памяти.

Игры с бумагой и салфетками.

«Снежки»

Комкайте лист бумаги, чтобы получился снежок.

«Снежинки»

Порвать лист белой бумаги на мелкие кусочки-снежинки.

«Секретики»

Завернуть в бумагу игрушку от киндер-сюрприза и предложить ребенку развернуть подарок.

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Разгладить бумагу.

Игры с крупами.

«Золушка»

Взять две пустые емкости и третью с крупами (рис и гречка, фасоль и горох). Действуя двумя руками ребенку необходимо разделить смесь на две части. Можно разбирать крупные и мелкие бусины, геометрические фигуры и т.д.

«Рисунки на манке»

Высыпьте на поднос манку, разровняйте ее, предложите ребенку нарисовать солнышко, шарик, дорожку, лесенку ит.д.

Игры с нитками.

«Озорной котенок»

Смотать нитки в клубок, сначала правой, а потом левой рукой.

Игры с пластилином

Для игры понадобится дощечка, с нанесенным слоем пластилина, фасоль, горох, мелкие камешки. Задание: выложи из фасоли дорожку, солнышко, елочку, тучку и т.д.

Играйте с ребенком, но помните, что для ребенка – это игра. Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение. Пусть они станут для вашего ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира.


Внимание, взрослые!

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться, когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители, чьи дети не посещают детский сад. В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук....

Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

помощь родителям в развитии мелкой моторики...

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь"

Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь"...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольного возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук....