Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребёнка
статья

Старикова Татьяна Петровна

Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребёнка»

Воспитатель

Старикова Т.П.

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. 

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, нам необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчёт на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Основные принципы организации работы с семьей:

1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок).

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия:

• коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, ролевые игры, круглые столы, конференции, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.)

• индивидуальные (консультации, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.)

• наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото уголок, др.)

Общаясь с родителями индивидуально, мы, воспитатели, получаем возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Эффективной формой работы являются индивидуальные беседы воспитателей с родителями. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе лучше договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером.

Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

- Совместные досуги, праздники.

- Участие родителей в выставках.

- Выпуск газет.

- Организация мини-библиотеки.

- Устные педагогические журналы.

- Игры с педагогическим содержанием.

- Занятия о профессиях, которые проводят родители.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

- обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

- помощи в оформлении помещения;

- пошиве праздничных костюмов;

- подготовке отдельных номеров;

- изготовлении сюрпризов и подарков;

- подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребёнку в игре.

Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.

Сотрудничество с семьёй требует от нас, воспитателей, обязательного выполнения на всех этапах работы ряда правил, необходимых для оптимального педагогического общения для завоевания авторитета в общении:

- проявление искреннего интереса к ним;

- умение выслушать;

- проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;

- беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;

- умение дать почувствовать родителям их значимость, проявление уважения к их мнению.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Главной задачей у нас является создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Приложение

Методические рекомендации

1. Говорить с родителями только о том, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё-таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышит, он постарается закончить разговор.

5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы в воспитании и развитии детей, в обращении с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других.

7. Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.

8. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

9.Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить её не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, «загнать его в воду» сложно, но всё - таки можно. Вот только нужно - ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.

10. Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсуждёнными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, чётко структурируя содержание. Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.

11. Создайте библиотечку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и её практическое применение.

12. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду.Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.  Для этого нужны встречи ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка».

Оснорвные и нетрадиционные формы работы  по взаимодействию педагогов- родителей - детей ОВЗ дошкольного возраста....