Любознательность в дошкольном возрасте
консультация

О том, как почему важно стимулировать детское "почему".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznatelnost.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родители и детское «от чего?» и «почему?»

Детская любознательность выражается в стремлении ребенка к познанию, поиску способов удовлетворения жажды знаний. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Условия для поддержания познавательной активности создает взрослый, он является источником познания для ребенка.

Эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, сотрудники дошкольного учреждения обеспечивают развитие ребенка. Действительно, на специально организованных занятиях осуществляется развитие ребенка, но без помощи родителей оно не будет качественным. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний и умений: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду, и, наоборот.

Ребенок проявляет познавательную активность, любознательность не только в детском саду, а в любых ситуациях и в любое время. Поэтому важно, чтобы родители адекватно реагировали на проявление любознательности своего ребенка и могли поддерживать ее на должном уровне.

Познавательную активность ребенок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают познавательной активности, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

Для того, чтобы сформировать и поддержать познавательную активность у дошкольника в процессе развивающих занятий необходимо придерживаться некоторых принципов:

  •  «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Непосильные, сложные задания снизят интерес ребенка;
  • дети эмоционально-отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть в какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас. В этом случае создается положительная атмосфера для развития;
  • поощрение успехов ребенка, при неудачах – подбадривание ребенка словами;
  • использование для развития познавательной активности не только специально организованных игр и занятий, но и ситуаций для повседневной жизни, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?») по дороге в детский сад, в машине, автобусе.

Любознательность является возрастной особенностью дошкольника. Но иногда она проявляется в формах, которые вызывают негативную реакцию. Так, стремление познать часто подводит детей дошкольного возраста: то нечаянно режут салфетки, т.к. хотят узнать, можно ли это резать, разбирают игрушки с целью узнать, что внутри. Наказания за подобные действия ребенка снизят его любознательность. Родителям необходимо поддерживать познавательную активность ребенка. Во-первых, следует спросить: для чего ребенок выполнял то или действие. Во-вторых, в таких случаях нужно ребенку корректно объяснить, почему нельзя пеленать кота, разбирать самолет, рисовать вареньем и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования...

"Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста"

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство- это время развития умственного, фи...

Родительского собрания «Растим любознательных» (старший дошкольный возраст)

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность....