Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Распопова Татьяна Владимировна

Дидактические игры и упражнения  на развитие  внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_vnim_kons_drod.docx236.28 КБ

Предварительный просмотр:

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на объекте, значимом для личности. Направленность обнаруживает себя в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе объектов. Сосредоточенность обнаруживает в углублении сознания, в поглощенности деятельностью, в отвлечении  от всего того, что не имеет отношения к  значимому объекту. Для детей очень важно научить сосредотачиваться на предлагаемом материале, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание, увеличивать его объём.

  1. Расставь точки

Вариант 1. Ребенку предлагается две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.

Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти (рис.1).

Рис.1

  1. Модификация методики «Корректурные пробы»

Ребенку предлагается таблица (рис.2,3,4) с изображением знакомых ему предметов. На начальных этапах ребенку предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределённость внимания в процессе деятельности.

Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом занятий рекомендовано менять внешнюю сторону деятельности (например, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой - в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т.д.).

Рис.2

Рис.3

Рис.4

  1. Модификация методики «Таблицы Шульте»

Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице.

Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10, допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выполняется наглядно-действенным соотнесением (рис.5).

Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

Для детей, владеющих счетом в пределах 25, может быть предложена таблица с большим количеством цифр. Принцип работы - тот же (на основе наглядно-действенного, а затем только зрительного соотнесения) (рис.6).

Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Рис.5

Рис.6

  1. «Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый.

При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно - «Нет»).

Примерные фразы «Платье надевает девочка» - «Да». «Зубы чистят щеткой» - «Да». «У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «нет», а на неправильные - «Да».

Примерные фразы «На елке выросли яблоки» - «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет». «Перед летом бывает весна» - «Нет» и т.д.

Вариант 3. Для детей старшего дошкольного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движения головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.

Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М., 2011.– 160 с.
  2. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.:В.Секачев, 2001. – 80 с.,с ил.
  3. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет.– М.: Издательство «Аркти», 2003.– 143 с.
  4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя  дет.сада / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.:ил.
  5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.: ил.
  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст.группы). Пособие для воспитателя дет.сада. - М., Просвещение,1982. – 96 с.
  7. ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...

Игры и упражнения для обучения детей старшего дошкольного возраста умению задавать вопросы

Ваши дети задают вопросы? «Конечно, - скажете вы, - с утра до вечера!»  Важное значение имеет не только количество, но и КАЧЕСТВО задаваемых ребенком вопросов. В повседневной жизни, и...