Консультация для родителей на тему:Развиваем пальчики- улучшаем речь.
консультация (средняя группа)

Дещёкина Марина Михайловна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_palchiki.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№1 г.Шацка муниципального образования-

Шацкий муниципальный район Рязанской области

Консультация для родителей.

Тема:

«Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Играем – речь развиваем!»

Составитель: Дещёкина

Марина Михайловна.

Г.Шацк

2020г.

Тема:«Развиваем пальчики – улучшаем речь.Играем – речь развиваем!»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

-Массаж.

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

-различные виды мозаик;

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

-разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые) ;

-пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;

-цветные клубочки ниток для перематывания;

-набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек »;

-набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь») ;

-палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;

-спички с обрезанными головками;

-семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров;

-пластилин;

-игры с бумагой (плетение, cкладывание) ;

-разнообразный природный материал;

-ручки, фломастеры, карандаши;

                                                 « Играя, развиваем речь»

       Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.
      Даже при самой тщательной работе детского сада необходимо родителям выполнять с детьми специальные задания логопеда. Выполнять их нужно ежедневно или через день (можно в форме игры). Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка (губы, язык…) к произнесению тех звуков, которые он плохо выговаривает.


ПОМНИТЕ: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки.


При проведении специальных упражнений родителями с детьми 
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ:


• заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно;
• каждое упражнение делать несколько раз;
• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;
• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;
• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;
• всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.

К упражнениям по развитию речи относятся:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
  • Движение кистей рук

Воспитатель показывает каждое упражнение, сопровождая пояснениями.

  1. Артикуляционная гимнастика
  1. Зарядка для языка
  • Поднять к небу
  • Сложить в трубочку
  • Достать до носа
  • Упереться языком в нижние (верхние) зубы
  • Заборчик (провести языком по каждому зубу)
  1. Надуть щеки, втянуть щеки
  2. Растянуть зубы в улыбке
  1. Дыхательная гимнастика
  1. Подуй на одуванчик
  2. Чей пароход дольше гудит?
  3. Самовар – пых, пых, пых. Чайничек пых-пых-пых-пых-пых
  4. Подуй на перышко
  5. Забей мяч в ворота.

Родительское собрание

     Тема:

«Роль пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук.»

Составила:Дещёкина

 Марина Михайловна

                                                                  Г.Шацк

2018г.

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Цель  :научить родителей, (чтобы они уже в свою очередь занимались с детьми дома), с  помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений: 

МОЯ СЕМЬЯ.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК.

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ.

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА.

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА.

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ.

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Пальчиковая гимнастика

В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног. Кулачок

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР-это увлекательная дидактическая игра, которая: 
• способствует развитию мелкой моторики;
• развивает пространственное восприятие;
• развивает словарный запас;
• развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
• развивает творческие способности.

  1. Пальчиковая гимнастика
  1. Изобрази животное (собака, слон, заяц и т.д.)
  2. Стихотворные упражнения
  1. Движение для кистей рук
  1. Змейки, рыбки
  2. Бабочка, олень и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь с детьми трех лет"

Важным условием развития ребенка является умение использовать речь для общения. Теперь малыш может сообщить окружающим то, что он чувствует и думает, выразить свое отношение к людям. И мы, взрослые, д...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность»

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение  детей, речь перестала быть   эффективным средством коммуника...

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь, играя"

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь,играя"....

Консультация для родителей по теме: «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультация для родителей по теме:«Развиваем пальчики - развиваем речь»...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем пальчики ребенка…..» (для детей средней группы)

Консультациядля родителей на тему:«Развиваем пальчики ребенка…..»(для детей средней группы)...