Консультация для родителей "Жадина-говядина"
консультация

Распопова Татьяна Владимировна

Почему малыши жадничают и что мы, родители, можем сделать для того, чтобы ребенок вырос открытым и добрым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhadina-govyadina.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Жадина-говядина

ПОЧЕМУ МАЛЫШИ ЖАДНИЧАЮТ И ЧТО МЫ, РОДИТЕЛИ, МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВЫРОС ОТКРЫТЫМ И ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

То, что мы называем жадностью, время от времени проявляется почти в каждом маленьком ребенке: не поделился вкусными конфетами с братом, не дал другим детям во дворе поиграть со своей новой машинкой. Но в детском возрасте это качество не бывает постоянным, оно не свойственно природе ребенка и не рождается вместе с ним. Чаще всего жадность проявляется в определенной ситуации и возникает по какой-то причине. А иногда мы, взрослые, просто путаем жадность с другими проявлениями детской натуры.

Непобедимый завоеватель

Дети любят все красивое, яркое, необычное и невольно тянутся к нему. Маленькому карапузу хозяину новой шикарной игрушки — не хочется с ней расставаться ни на минуту, и это вполне понятно. Он крепко прижимает ее к себе и ревностно оберегает от других детей. Ну а если сокровенный предмет ему не принадлежит, он во что бы то ни стало пытается завладеть им. Когда не получается горько плачет, кричит или впадает в истерику. Но все это далеко от настоящей жадности, просто малышу трудно в этом возрасте добровольно отдать кому-то то, что так нравится ему самому.

Лет после трех, когда ребенок уже учится строить отношения со сверстниками, он иногда начинает идти на уступки, понимая, что, если совсем не будет ничем делиться с другими, его просто-напросто отвергнут. Малыш по-прежнему неохотно расстается с любимыми игрушками, но уже не испытывает обычно при этом никакой радости: ведь в представлении ребенка жадность уже начинает ассоциироваться с чем-то нехорошим, отрицательным. Никто из детей не захочет, чтобы его считали жадиной. Но почему тогда время от времени многие ребятишки с упорством стоят на своем: мое, не отдам?

Не скрывая истинных чувств 

Очень часто ребенок жадничает именно с теми, к кому относится недоверчиво, недружелюбно или вовсе враждебно. Причем это могут быть не только сверстники, которые дразнят и обижают, или малознакомые дяди и тети, но даже самые близкие люди.
Вроде бы со всеми готов поделиться малыш шоколадкой, но, как только очередь доходит до бабушки, отворачивается и убегает. А все дело, оказывается, в том, что у них с самого начала не получилось контакта: чересчур властная бабушка слишком часто ругала и отчитывала внука, требовала от него беспрекословного подчинения, а ,,непокорное дитя” никак не поддавалось. Так и зародилось в душе внука неприятие. Бывает, жадность провоцируют каприз или плохое настроение: находясь в их власти, мало какой ребенок будет расположен совершать добрые дела. Моя игрушка — это часть меня. Но иногда нежелание ребенка расставаться с привлекательным для него предметом имеет куда более глубокие корни. В возрасте от двух до четырех лет у детей обычно происходит становление собственного я”, и часто любимая игрушка полностью сливается у ребенка с представлением о себе, становится как бы его частью. Взрослым очень важно понимать это, и тогда в действиях ребенка вы увидите не жадность, а естественное стремление отстоять себя и сохранить границы своих владений. Чувствительные и не очень общительные ребятишки и в более старшем возрасте не всегда могут воспринимать любимые вещи или игрушки отдельно от себя.
Маленькой Алине не было и двух лет, когда родители отдали ее в детский садик, к которому, к сожалению, она привыкала долго и мучительно. Сейчас ей уже пятый год, но каждый день, переступая порог дома, она первым делом бежит к своей тумбочке и внимательно смотрит, все ли ее ,,драгоценности” на месте, никто не трогал любимые игрушки и книжки, ничего не пропало? И только убедившись, что все в порядке, девочка спокойно занимается своими делами дальше. Родители смогли адекватно оценить поведение дочери и ни разу не обвинили ее в жадности, поскольку понимали, что Алине, видимо, нужна именно такая психологическая защита.

Как же здорово радовать других!

Если проявление жадности неустойчиво, встречается в определенных ситуациях, то родителям вполне под силу помочь ребенку распрощаться с этим качеством навсегда.

• Для начала помогите ребенку понять переживания его сверстника, с которым он не желает делиться своим ,,сокровищем”. Первый урок вы можете преподнести хоть сегодня. Допустим, ваш малыш вышел во двор с красивой самоходной машинкой и вы замечаете, что соседский мальчишка буквально не сводит с нее глаз. Попробуйте переключить внимание сына с игрушки на приятеля: ,,А ты знаешь, Андрюша тоже был бы, как и ты, так рад покатать твою чудесную машинку. Давай дадим и ему немножко поиграть, пусть он тоже порадуется, как и ты”.
Ваш мальчик наверняка заметит, как загорятся Андрюшины глаза. И, может быть, впервые в жизни испытает ни с чем не сравнимое удовольствие от того, что доставил радость другому человеку. Это наверняка станет для него самым настоящим открытием, ведь он начал познавать совсем новый мир — чувства другого человека.

• Не уставайте показывать сыну или дочери, что вы очень довольны, когда он дает вам порисовать своими фломастерами, откусить кусочек яблока, побаюкать любимую куклу. Чем чаще вы будете поощрять ребенка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет радовать своим вниманием вас, других родственников и своих друзей.

• А еще вместе с ребенком устройте однажды для его друзей день сюрпризов. Это не потребует особых затрат: чай, пирожные, конфеты и несколько симпатичных подарков (ими могут быть маленькие игрушки из киндер-сюрпризов, поделки вашего малыша из пластилина, цветные мелки или даже обычные открытки). Важно, чтобы маленький ,,устроитель торжества” хорошенько обдумал подарки и выбрал для каждого из гостей тот сюрприз, который его больше всего обрадует.

• Говорить ребенку о том, что нужно быть щедрым — этого, конечно, недостаточно. Ведь для малышей знать нравственные нормы — это еще отнюдь не значит поступать в соответствии с ними, И здесь, безусловно, самую важную воспитательную роль играет пример взрослых: если мама делит свой кусочек торта на две части, чтобы угостить соседскую старушку, а папа интересуется у всех домашних, не обидятся ли они, если он съест последний пирожок, то лишних слов ребенку не нужно, чтобы расти нежадным и внимательным к нуждам других человеком.

Избегайте вешать ярлыки

В стремлении защитить своего малыша от вируса жадности самое главное — не перегнуть палку. Вы с неудовольствием наблюдаете, как он буквально вцепился в подаренный ему на день рождения конструктор и даже не подпускает к нему брата. Если ваши уговоры не помогают, оставьте его в покое: не нужно сейчас же бросаться выяснять отношения и уж тем более демонстративно отбирать новую игрушку. Воспитательной цели в этом случае вы вряд
ли достигнете, скорее всего дело кончится бурной истерикой или, того хуже, глубокой затаенной обидой. А вот вечером, когда вы вместе будете подводить итоги прошедшего дня, поговорите с малышом по душам и дайте ему понять, что очень сожалеете об этом неприятном эпизоде: ,,Я понимаю, что тебе очень нравится твой новый конструктор, но, знаешь, мне сегодня было так стыдно за тебя, ты был похож на злого Карабаса Барабаса. Но ведь ты, конечно, совсем не такой мальчик, и завтра все будет по-другому, правда?” Или ненавязчиво расскажите малышу историю (например, как будто из своего собственного детства) о том, как в вашей веселой и дружной компании появился мальчик, который все время жадничал, как однажды абсолютно все ребята от него отвернулись и перестали с ним дружить и как он переживал, когда остался совсем-совсем один. В этой истории малыш, конечно, узнает себя, хотя о нем не
будет сказано ни слова.

Не стоит сразу навешивать на ребенка ярлык ,,жадина”, как бы ни был вам неприятен его поступок. Это может вызвать реакцию упрямства: ну и пусть. Он и сам не заметит, как в следующий раз сделает все назло. Чем чаще вы будете называть его жадиной, тем больше он будет склоняться к мысли, что он плохой и его никто не любит. Вот вам готовый комплекс неполноценности, с которым трудно любить других и делать кому-то добро.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....