Как развивать ритмический слух дома с помощью игр
консультация (старшая группа)

Капитунова Татьяна Викторовна

                   «Как развивать ритмический слух дома с помощью игр»

консультация для родителей

Капитунова Т.В.

музыкальный руководитель.

          Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

        КАК РИТМ СВЯЗАН СО СЛУХОМ? Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

      КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА? Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма». Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить: декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_ritmicheskiy_sluh_doma_s_pomoshchyu_igr.docx94.31 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Как развивать ритмический слух дома с помощью игр»

консультация для родителей

Капитунова Т.В.

музыкальный руководитель.

          Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

        КАК РИТМ СВЯЗАН СО СЛУХОМ? Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

      КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА? Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма». Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить: декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Принцип упражнений по развитию чувства ритма у ребенка и взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем». Для людей, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  1. Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
  2. Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом. Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
  3. Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма. Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте.
  4. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

     Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.

      Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении учеником различных длительностей.

      Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки.

Застучали молотки, Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.

Дождь идет, дождь идет,
А когда же  он пройдет?
Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало - песенки начало.
Лампа и картина – песни половина.

Хлеб и огурец - песенки конец!

Игра: «Хлопай в такт». 
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю. 

 Педагог  говорит: 
Дятел сел на толстый сук 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Всем друзьям своим на юг 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Телеграммы дятел шлет, 
Что весна уже идет, 
Что растаял снег вокруг: 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Дятел зиму зимовал, 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: В жарких странах не бывал! 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: И понятно, почему, 
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
Дети: Тук да тук, тук да тук»

Пение с движением руки по движению мелодии. 
Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
Голосом изобразить звук сирены: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.


Ритмическое упражнение "Скороговорка"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки, чётко проговаривая скороговорку.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.

Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля - раз! Капля - два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Ритмическое упражнение "Повтори, как я".

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "2-2-3" (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическая игра "Азбука морзе".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке ребёнку.

Взрослый предлагает ребенку стать радистом и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

ООооОО   ОоооОО   оооОО   ОооОоо

Ритмичное упражнение "Мебель".

На каждое слово считалки - один удар мяча об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Ритмическое упражнение "Сладкоежка".

Дети вслед за взрослым  повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд.

С кремом - два,

С джемом - три,

Ты считалку повтори.

Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т.

Дети сидят на ковре (звучит фонограмма №1, на экране – слайд 1)

Педагог: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Маша и медведь» (слайд 2)

Наступило утро. Маша проснулась, сладко-сладко зевнула и потянулась. Помыла личико, ручки (движения по тексту). Затем она вкусно поела (погладить животик). И вышла во двор.

Она поздоровалась с солнышком, с ветром и маленьким дубочком, который рос во дворе.

Логоритмическая игра «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день.

Нам здороваться не лень!

Давайте посмотрим, кого Маша встретила во дворе. А во дворе никого не было.

- Где же они все? – подумала Маша и заглянула за угол дома (слайд 3). Там, в лужице лежала хрюшка (слайд 4). Она объяснила, почему во дворе никого нет (слайд 5). В лесу объявлен набор в школу танцев, и все звери готовятся и учат свой танец. Маша то же захотела поступить в школу танцев и побежала к Мишке. Она подумала, что не плохо было бы танцевать вместе со своим лучшим другом. Она открыла калитку и легко побежала по тропинке. (Слайд 6) Давайте покажем как. (фонограмма № 2) Дети двигаются по кругу лёгким бегом.

На полянке она увидела семью ёжиков (слайд 7). Они делали зарядку (фонограмма 3 «Зарядка ёжиков).

Маша сделала зарядку вместе с ёжиками и вприпрыжку побежала дальше (слайд 8) (фонограмма № 4). Дети выполняют поскоки.

В лесу на полянке она увидела белочку (слайд 9). Она попросила Машу посмотреть на свой танец. Белочки ловко играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Дети берут музыкальные инструменты, делятся на пары и встают лицом к зрителям

(фонограмма №5 «Ложки и бубенчики»).

Маша очень понравился танец белочек. Сказав белочкам: «До свидания», Маша ещё быстрее побежала по дорожке (слайд 10). А бежала она вот так (фонограмма №6).

Дети двигаются друг за другом (выброс ног назад).

Маша подбежала к домику Мишки и услышала звуки вальса. Это Мишка танцевал вальс с Медведицей (слайд 11). Дети встают парами в свободном порядке

(фонограмма 7).

Мишка очень обрадовался, когда увидел Машу (слайд 12). Фонограмма №1. Он взял гитару, заиграл весёлую мелодию (слайд 13). И тут все звери прибежали к домику Мишки и начали танцевать. Все смотрели на Машу, которая всем показывала движения (слайд 12). (Фонограмма 8).

Дети ищут себе пару и встают лицом в круг.

А какие бы вы показали движения?

Игра «Повторюшки»

(Ребёнок в центре показывает движения – все повторяют).

А потом Машенька и все звери дружно пили чай в домике Мишки и радовались тому, что теперь они будут учиться танцевать. А Машенька их будет учить (слайд 15). Фонограмма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем речь ребёнка дома с помощью игр»

Уважаемые родители!Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнооб...

Консультация для родителей " Как развивать фонематический слух дома?"

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста....

Информационное сообщение для родителей "Как развивать ритмический слух у детей в семье"

Презентация для родителей о важности и целесообразности развития ритмтческого чувства у детей силами взрослых....

Буклет для родителей Развиваем ритмический слух; Развиваем тембровый слух.

Информация для родителей, как развивать ритмический  и тембровый слух у дошкольников через игру....

"как можно развивать музыкальный слух дома" консультация

quot;Как можно развивать музыкальный слух дома" консультация...

Развиваем ритмический слух.

Развивать двигательную активность детей, игровую деятельность;                  расширять кругозор детей в области музыки;        ...

консультация для родителей "Как развивать музыкальный слух дома"

Советы родителям для развития музыкальности у детей с раннего возраста в домашних условиях....