АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
консультация (подготовительная группа)

Полосухина Надежда Брониславовна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для правильного формирования звукопроизношения. Регулярно проводимая артикуляционная гимнастика для детей способна подготовить речевой аппарат к постановке звуков и усилить органы дыхания.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует:

  • постановке звука;
  • коррекции нарушений артикуляторного аппарата;
  • развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).

 

Чтобы произносимые ребенком слова были четкими и понятными, органы речи должны отличаться силой, подвижностью и упругостью. Поэтому в ДОУ так много внимания уделяется различным упражнениям на мимическую, жевательную и глотательную мускулатуру.

  • К подготовительной группе дошкольнику нужно уметь выполнять задания на развитие органов дыхания, участвующих в образовании звука.

Кому показаны и противопоказаны занятия

Занятия полезны для всех детей, ведь отклонения в речи присутствуют в разной степени у каждого ребенка. Даже если нарушения не сильно заметны, занятия на артикуляцию будут отличной профилактической мерой.

Однозначно требуется проведение занятий для детей:

  • с явно выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, дизартрия, картавость);
  • с нарушенным темпом и скоростью речи;
  • с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно).

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные.  Есть ограничения при одновременном проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Запрещено совмещать занятия при патологии сосудов, наличии психических заболеваний, пороках сердца. Следует ограничить проведение занятий при воспалении языка и губ, острых стадиях заболеваний десен и зубов, тонзиллите (консультация специалиста!).

 Противопоказания являются таковыми лишь на время болезни ребенка. В остальное же время артикуляционная гимнастика – лучший помощник для становления разборчивой и красивой речи.

Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции.

  • Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение.
  • Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка).
  • Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры.
  • Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность.
  • Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Обратите внимание! Заниматься с детьми 6-7 лет лучше всего по 3-4 раза в день не более 5 минут. При этом не следует предлагать ребенку более 2 упражнений за один раз.

Важно! Гимнастика проводится в игровой форме с использованием ярких картинок, стихов и песенок. Ребенок должен сидеть на стуле в спокойном положении и хорошо видеть лицо взрослого. На индивидуальных занятиях обязательно использование зеркала – чтобы малыш видел не только образец, но и свое выполнение задания.

 

Методика артикуляционной гимнастики состоит из:

  • Знакомства дошкольника со словесной инструкцией выполнения каждого упражнения;
  • Образца выполнения — демонстрирует воспитатель, либо показывается наглядный материал (картинки, презентации, видео).

Обратите внимание! В зависимости от возрастной группы, к детям предъявляются некоторые требования.

В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений.

 

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

Упражнения для губ

  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.

Упражнения для губ и щек

  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Упражнения для языка

  • Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
  • Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
  • Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
  • Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
  • Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
  • Лошадка – поцокать.
  • Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
  • Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
  • Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
  • Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
  • Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».

Упражнения на развитие правильного дыхания

  • Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
  • Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
  • Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
  • Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».

 

  • Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения.
  • Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей. Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что ребенок будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

 

 

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для правильного формирования звукопроизношения. Регулярно проводимая артикуляционная гимнастика для детей способна подготовить речевой аппарат к постановке звуков и усилить органы дыхания.

  1. Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует:

  • постановке звука;
  • коррекции нарушений артикуляторного аппарата;
  • развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).

 

Чтобы произносимые ребенком слова были четкими и понятными, органы речи должны отличаться силой, подвижностью и упругостью. Поэтому в ДОУ так много внимания уделяется различным упражнениям на мимическую, жевательную и глотательную мускулатуру.

  • К подготовительной группе дошкольнику нужно уметь выполнять задания на развитие органов дыхания, участвующих в образовании звука.
  1. Кому показаны и противопоказаны занятия

Занятия полезны для всех детей, ведь отклонения в речи присутствуют в разной степени у каждого ребенка. Даже если нарушения не сильно заметны, занятия на артикуляцию будут отличной профилактической мерой.

Однозначно требуется проведение занятий для детей:

  • с явно выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, дизартрия, картавость);
  • с нарушенным темпом и скоростью речи;
  • с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно).

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные.  Есть ограничения при одновременном проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Запрещено совмещать занятия при патологии сосудов, наличии психических заболеваний, пороках сердца. Следует ограничить проведение занятий при воспалении языка и губ, острых стадиях заболеваний десен и зубов, тонзиллите (консультация специалиста!).

 Противопоказания являются таковыми лишь на время болезни ребенка. В остальное же время артикуляционная гимнастика – лучший помощник для становления разборчивой и красивой речи.

Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции.

  • Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение.
  • Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка).
  • Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры.
  • Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность.
  • Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Обратите внимание! Заниматься с детьми 6-7 лет лучше всего по 3-4 раза в день не более 5 минут. При этом не следует предлагать ребенку более 2 упражнений за один раз.

Важно! Гимнастика проводится в игровой форме с использованием ярких картинок, стихов и песенок. Ребенок должен сидеть на стуле в спокойном положении и хорошо видеть лицо взрослого. На индивидуальных занятиях обязательно использование зеркала – чтобы малыш видел не только образец, но и свое выполнение задания.

 

Методика артикуляционной гимнастики состоит из:

  • Знакомства дошкольника со словесной инструкцией выполнения каждого упражнения;
  • Образца выполнения — демонстрирует воспитатель, либо показывается наглядный материал (картинки, презентации, видео).

Обратите внимание! В зависимости от возрастной группы, к детям предъявляются некоторые требования.

В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений.

 

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

  1. Упражнения для губ
  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
  1. Упражнения для губ и щек
  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.
  1. Упражнения для языка
  • Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
  • Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
  • Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
  • Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
  • Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
  • Лошадка – поцокать.
  • Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
  • Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
  • Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
  • Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
  • Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».
  1. Упражнения на развитие правильного дыхания
  • Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
  • Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
  • Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
  • Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».

 

  • Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения.
  • Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей. Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что ребенок будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...