Консультация для родителей "Поощрения: эффективность, подбор, использование"
консультация

Орлова Анна Сергеевна

Подкрепление – это событие, которое следует за поведением и увеличивает вероятность появления этого поведения в будущем. Подкреплением может быть реакция окружающих, получение чего-то ценного, доступ к какой-то деятельности или изменение ощущений в теле. 

В консультации представлено разнообразие подкреплений, его функция, способы подбора и применения с точки зрения прикладного анализа поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchreniya-_effektivnost_podbor_is.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Анна Сергеевна,

учитель-дефектолог,

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»,

г. Екатеринбург

Консультация для родителей

Поощрения: эффективность, подбор, использование

        Подкрепление – это событие, которое следует за поведением и увеличивает вероятность появления этого поведения в будущем. Подкреплением может быть реакция окружающих, получение чего-то ценного, доступ к какой-то деятельности или изменение ощущений в теле. Все это является стимулами.

        Типы подкреплений:

  1. Безусловные – такие стимулы, которые увеличивают будущую частоту поведения одинаково для всех людей. Примеры: еда, питье, тепло, ощущение комфорта, безопасности и т.д. Безусловные подкрепления связаны с базовыми потребностями человека, они будут хорошо работать при наличии у человека депривации по отношению к ним, то есть если человек какое-то время не получал данное подкрепление. Человек поел – и не будет работать за еду. Тот, кто находится в тепле, не будет прикладывать усилия, чтобы ему дали возможность согреться.
  2. Условные  (наученные или вторичные) – это любые стимулы, которые приобретают свойство подкрепления в ходе индивидуального развития организма. Изначально все внешние воздействия, кроме безусловных стимулов, являются нейтральными стимулами. Они не несут в себе никакой информации для поведения, но в процессе научения эти стимулы накапливают информацию и становятся или не становятся ценными. Пример: улыбка, похвала,  жетоны и так далее.        

Разнообразие подкреплений:

  • Пищевые – во многих случаях самое сильное подкрепление. Нельзя использовать важные для жизнедеятельности продукты, только добавочные к нормальному рациону ребенка (конфеты, орешки, чипсы и прочее). Но их сила напрямую зависит от депривации, поэтому их использование должно быть хорошо продумано с точки зрения этики.
  • Сенсорные – стимулы, которые воспринимаются органами чувств человека: прикосновения, тепло, звук, свет, запах и т.д. Например: щекотка, массаж, прыжки на батуте, качели и прочее. Некоторые сенсорные стимулы, которые являются безусловными, например тепло, неэтично использовать в работе.
  • Предметные – любой предмет/объект или доступ к нему. Предметное подкрепление будет работать лучше, когда в нем есть потребность и нет свободного доступа. Например: игрушки, телефон, телевизор и прочее.
  • Двигательные – любые действия самого человека, которые следуют за поведением и увеличивают будущую частоту этого поведения. Например: после того как ребенок доделал уроки, он может идти гулять с друзьями. Если ребенок в дальнейшем будет чаще доделывать уроки, то прогулка была двигательным подкреплением.
  • Социальные – это реакции окружающих на поведение человека: произнесенные слова, улыбка, выдача грамоты, рассказ про ваши успехи знакомым и прочее. Любая реакция окружающих, в результате которой поведение повторится в будущем.
  • Генерализованные – это такие стимулы, которые были соединены с несколькими подкреплениями и которые приводят к повторению разнообразных поведений. Самый яркий пример – деньги. В процессе жизни они соединяются с пищевыми, предметными, двигательными и сенсорными подкреплениями. Их можно обменять на любое подкрепление и пресыщение ими не происходит. Другие примеры: жетоны, абонементы, баллы, лотерейные билеты и прочее.

Эффективность подкреплений

Для того, чтобы подкрепления хорошо работали, надо учитывать следующие четыре фактора:

  1. Обусловленность. Чтобы сделать подкрепление эффективным, надо предоставлять его после определенного поведения, а не в какое-то другое время. Если это подкрепление предоставляется при отсутствии поведения или после каких-то других поведений, то его эффективность будет падать. Например, мама решила давать ребенку играть в компьютерную игру только после выполненных уроков. Но ребенок начал выпрашивать, клянчить, ныть и она не выдержала и разрешила. Для ребенка менее энергозатратнее выпросить, чем сделать уроки, поэтому в следующий раз он выберет этот вариант.
  2. Размер. При выборе подкреплений важно учитывать его размер. Если подкрепление слишком маленькое, оно не работает. И если слишком большое – тоже не работает. Размер подкрепления надо рассчитывать в зависимости от энергии, затрачиваемой организмом на воспроизведение поведения. Чем больше человек затрачивает энергии, тем больше должен быть размер подкрепления. Так же размер подкрепления должен меняться по мере научения. На новое поведение человек тратит больше энергии, чем на уже выученное, и подкрепления на стадии обучения должно быть больше, чем после многократных повторений.
  3. Незамедлительность. Подкрепление будет эффективным, только если оно предоставлено незамедлительно. Отложенное подкрепление теряет свою эффективность. Если мама хвалит ребенка за убранную кровать через три дня, то ребенку будет приятно, но поведение заправлять кровать не повторится. В промежуток времени после поведения и перед подкреплением могут произойти другие поведения и подкрепятся они.
  4. Депривация. Когда в подкреплении есть потребность, его эффективность повышается. Отсутствие подкрепления на протяжении какого-то времени создает депривацию к этому стимулу. Если подкрепление находится в свободном доступе или предоставляется без перерыва, то может произойти пресыщение и оно перестанет работать.

Подбор подкреплений

Выбор подкреплений должен быть индивидуальным. То, что является подкреплением для одного человека, может не работать для другого. Нужно провести наблюдение, заполнить опросник по предпочтениям. Составить список предпочтений от самых желаемых, к наименее. Самое сильное подкрепление тоже может не работать, если ребенок не готов его отдавать (меняться), например.         

Использование подкреплений

Процесс подкрепления может быть двух видов – положительное и отрицательное.

В случае положительного подкрепления стимул добавляется и поведение учащается. При отрицательном подкреплении стимул убирается, но поведение тоже подкрепляется. Стимул, который убирается поведением, называется аверсивным. Обычно это неприятный стимул, от которого человек хочет избавиться. Например: вы схватили сковородку и обожглись, в следующий раз вы взяли прихватку. Пользование прихваткой будет повторяться, потому что оно было подкреплено тем, что вы не встретились с аверсивным стимулом (больше не обжигается).

В работе по обучению и воспитанию детей необходимо использовать только положительное подкрепление. То есть предоставлять за правильное поведение поощрение. Неэтично предоставлять на занятиях аверсивные стимулы ребенку.

Важно помнить, что поощрение должно быть:

  • депривировано (ребенок не должен получать его где-то еще, чтобы оно оставалось желанным),
  • предоставляться незамедлительно (сразу после демонстрации ребенком нужного поведения),
  • только за нужное поведение (то, которое в данный момент формируем),
  • соответствовать затраченной энергии (за простой для ребенка навык, необходимо предоставлять небольшой объем, за трудный/новый навык увеличивать размер подкрепления),
  • уменьшаться в зависимости от усвоения навыка.

Библиографический список

  1. Мелешкевич Ольга, Эрц Юлия, Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017 г. 208 с.
  2. Шаповалова Ольга, Введение в прикладной анализ поведения: учебник. М.: Практика, 2020. – 192 с.
  3. Шрамм Роберт, Детский аутизм и АВА – терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017 г. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Эффективность использования мячей- фитболов для оздоровления детей дошкольного возраста.

         Фитбол - гимнастика, как современная форма, имеет преимущество перед традиционными подходами, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспи...

Консультация для педагогов в подборе методического материала по теме: Неделя «Лекарственные растения»

Цель данной консультации помочь педагогам с подбором материала по тематической неделе "Лекарственные растения", предложить готовые распечатки с конспектами занятий, дидактическими и пальчиковыми играм...

Консультация для воспитателей «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников»

Развитая сенсорика составляет фундамент общего умственного развития дошкольника....

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников ».

Консультация  для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников »....

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"...

Консультация для родителей «Эффективность использования сенсорных игр для развития детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Эффективность использования  сенсорных игр для развития детей  раннего возраста»...

Консультация для педагогов «Эффективное использование развивающего пространства ДОУ на улице в летний период»

В данной консультации предложены различные варианты использования развивающего пространства в летний период....