Родительское собрание в разновозрастной группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
материал (младшая группа)

Курбангалиева Алена Валерьевна

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_rechevoe_razvitie.docx79.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в разновозрастной группе

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;

• Способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;

• Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

 

Ход собрания:

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Она не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. О том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.

А сейчас продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить в ..»

Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет,  то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.

Многие родители имеют ошибочное мнение ,что не только не способствует речевому развитию детей, а наоборот, существенно тормозит его.

Мнение 1 и ошибка 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо. То есть надо ждать, когда речь вызреет, и тогда, если заговорил - будем развивать, не заговорил –мы люди современные пойдем к логопеду. Это мнение очень мешает развитию речи, и в этом корень проблем речевого развития у большинства детей.

Мнение 2 и ошибка 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы , и логические речевые задачки, и игры со звуками, и многое другое.

Мнение 3 и ошибка 3. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. Некоторые родители, имея такое мнение, покупают огромное количество различных пособий, рабочих тетрадей, и начинают усердно заниматься с детьми, начиная уже с 1 года (или даже раньше). Единственный результат, которого можно добиться таким «развитием» - напрочь отбить у ребенка охоту заниматься

МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.

Сейчас мне хочется рассказать о том,  как мы работаем и поговорить с вами, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома развивать свою речь. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием. В общем, я вам предлагаю  небольшой мастер класс на тему: «Играем - речь развиваем»

Мастер-класс для родителей

 «Играем - речь развиваем»

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачахЕсли задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

- развивает речь;

- развивает любознательность;

- осваивает опыт человеческой деятельности;

- развивает творчество и фантазию;

- развивает память;

- развивает внимание;

- развивает мыслительную деятельность;

- развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

Сегодня я предлагаю вам сыграть в словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнения на дыхание:

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: «Листочки»

  Мы листочки, мы листочки,

   Мы веселые листочки,

   Мы на веточках сидели,

   Ветер дунул – полетели.( Я предлагаю Вам взять листочки и попробовать вместе со мной)

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  Повторить 4-5 раз.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для языка:        

 «Часик» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.)

«Футбол» (рот закрыт, язык с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку)

Упражнения для губ: « Улыбка» (губы максимально растянуты в улыбке), « Трудочка» (Сомкнутые губы вытянуты вперед)

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Основное требование – это систематичность. Упражнения должны выполняться каждый день (в идеале). Минимум 2 -3 раза в неделю.

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стуле, тело не должно быть в напряжении.

Используйте зеркало (ребенку должно быть хорошо видно Ваше и свое лицо,  когда Вы показываете движения).

Артикуляционные упражнения проводятся в течение 5  – 10 минут.

Каждое упражнение необходимо выполнять  5 - 6 раз в умеренном темпе.

Следите за качеством выполнения упражнений.

Принцип подбора упражнений: от простого – к сложному.

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

  1. Пальчиковые игры.

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке-сестричке

Воробью, синичке, Мишке- толстопятому,Заиньке усатому

(загибают по одному пальчику начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

А теперь  давайте вместе попробуем поиграть. Игра называется «Рыбка»

Рыбка

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать,
(медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(снова показать, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла,

(сделать хватательное движение двумя руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(показать, как рыбка плавает)

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Так же развивать мелкую моторику рук помогает самомассаж с применением бросового материала и сопровождением стихов.

Самомассаж рук с применение шишек:

Перекатывание шишек между ладонями.Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

4. Игры «Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …

Уронила в речку ...

Тише Танечка …,

Не утонет ….

Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок, прослушав четверостишье, в конце, дополнил его недостающим словом.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8.jpg

доскажи словечко белка

Такие речевые игры  помогают ребенку:

  • чувствовать рифму,
  • развивать речь,
  • запоминать новые словоформы,
  • образные выражения,
  • развивать воображение,
  • речевое внимание,
  • накапливают лексикон,
  • улучшают чувство юмора.

5.  Игра «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть…

Копыта есть…

Когти есть…

Перья есть…

Чешуя есть…

Крылья есть…

Клюв есть…

6.  «Чистоговорки»

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

 [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба

[БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе

[БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы

[ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… трава

[ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга  

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога  

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега  

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга  

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.

7. «Скороговорки»

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Белые бараны били в барабаны.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Помните!

Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблем не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо Вам, до новых встреч. Надеюсь, что сегодня Вы узнали, что то новое  для себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...

Родительское собрание в младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.      ...

Родительское собрание во 2 младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание во 2 младшей группе:« Развитие речи детей в условиях семьии   детского сада»...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

В этой статье , показан пример родительского собрания, для детей младшего возраста. Приводятся примеры игр, которые родители могут использовать с  с детьми дома, для речевого развития....