Родительское собрание во 2 младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
материал (младшая группа)

Антонова Наталья Николаевна

Родительское собрание во 2 младшей группе:

« Развитие речи детей в условиях семьи

и   детского сада»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе:

« Развитие речи детей в условиях семьи

и   детского сада»

  Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: воспитатели группы, родители.

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

(Родители рассаживаются полукругом).

 Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Основной этап.

         Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

                ( Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей. )

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

   ( Посмотрите, как  мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

( В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

 - Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

( Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

  • Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  • Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

 Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.  Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

 • Воспитание звуковой культуры речи.

 • Формирование грамматического строя речи.

 • Обогащение словарного запаса.

 • Обучение рассказыванию, связной речи.

 • Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Например по дороге в д/с или домой можно поиграть в игру «Назови какой?» Давайте с вами попробуем:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т. д.)

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Ведь сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

 Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

 Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

чтоб у ребёнка вызвать интерес к сказкам их можно обыгрывать, или придумывать загадки к сказкам. Например:

 нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она замной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

«ловкие пальчики»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

1 этап: Массаж.

Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Указательный – желудок;

Средний – печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

(Игры для формирования звукопроизношения.)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

ПДД

В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов им необходимо использовать светоотражающие элементы. Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге.  Световозвращающие элементы (световозвращатели) – это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. Задача родителей – обеспечить детям безопасность на дороге, держа их за руку, двигаясь по пешеходному переходу. Безопасность детей на дороге – это ряд запрещающих мер, которые необходимо ребенку объяснять и заучивать.

С раннего детства ребенку нужно разъяснять правила дорожного движения для пешеходов. Учить детей безопасному поведению на дороге необходимо своим примером! Нужно обучать детей ориентироваться на дороге в разных ситуациях, воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил дорожного движения! Значки могут располагаться на одежде в любом месте. 

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

Разное:

Итог:

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...

Родительское собрание в младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.      ...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание в разновозрастной группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание в средней группе " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Родительское собрание в средней группе " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада."...