Ток-шоу "Играть или не играть?"
методическая разработка

Волкова Ольга Николаевна

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».                                                     Я.Коменский

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».  М.Монтель

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых».    Я.Корчак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrat_ili_ne_igrat_tok-shou.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ток-шоу «Играть или не играть?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросам активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи

Задачи:

- привлечь внимание родителей к детской игре;

- формировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;

- побуждать живой интерес к проблеме детской игры.

Участники:

Родители, педагоги.

Задействованные лица:

Ведущий –

Педагог –

Психолог –

Активный родитель –

Ход мероприятия

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»

Д.В. Менджерицкая

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители!

Мы рады видеть вас на нашей передаче.

«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!»- обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ?

– ваше мнение.

(Ответы участников деловой игры)

«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.

«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.

- Вы готовы со мной согласиться?

 И дети идут, и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали на своём жизненном пути.

  Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.

«Играть или не играть?» - тема нашей сегодняшней встречи.

Все кто готов будет ответить на вопрос или задать свой, будут говорить в наш микрофон.

- Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем дети? Это не случайно.

Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, а играть. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, стадионах, сценах, казино. Взрослые играют в политику, деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослыми и ребенком – в центре игрушек.

-Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

- Помните, во что вы играли в своем детстве? (ответы родителей)

К сожалению, дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов во всем мире.

- Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? (выслушиваются мнения взрослых).

Да, прерывается многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, более агрессивной, индивидуалистической. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучением животных, бессмысленное разрушение и т. п.).

-А зачем ребенку нужна игра? Что она ребенку?

 (ответы родителей)

- Хочу предоставить слово психологу …..

(Многие родители знают, что ребенок любит играть. Роль игры в развитии детей очень велика, но не все родители отличают игру от других видов деятельности. К игре детей часто относят забавы и шалости, досуг и слушание книг, просмотры передач и другое. Любимые игры, по их мнению, это игры в школу, детский сад, больницу, куклы и подвижные игры, настольные и компьютерные игры. Многие взрослые недооценивают роль игры в развитии ребенка.

Да, игры очень важны для каждого ребенка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком, продавцом и т. п. Очень популярна, любима сюжетно – ролевая игра. Она готовит детей к будущей жизни. Называется она так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сюжета, игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми. Они сами придумывают в ней правила и следуют им, а в дальнейшем придерживаются их в решении жизненных ситуаций.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.)

- Спасибо…

- В чем, по-вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

- У нас записка из зала

(На участке детский гомон. Новенький, мальчик 5 лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?- обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не-е-е. я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих детей.

- За что же ты в них хочешь стрелять? Обращается педагог.

- а так ни за что…Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! – в голосе недружелюбные нотки.

- Ему бы только стрелять да в войну играть, -жалуется вечером мать.

- Для подобных игр у него нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет лежащие у мамы в пакете.

- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, и игрушки бы ему другие, например…

- А зачем? Недоумевает мать. - Пусть играет во что хочет. Какое это имеет значение?)

- Какое значение в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок? В чем, по – вашему, состоит воспитательное значение игр? (выслушиваются мнения родителей).

- Прокомментировать данную ситуацию предоставим воспитателю…

(В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизируется словарь, развивается любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.)

- Слово психологу….

(На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что – то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду).

- Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? высказывания родителей)

Родитель Ольга Викторовна (Моя дочь все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место… Разве это помогает ее развитию?

- Слово психологу

(Значение игры порой недооценивается. Современные исследования показали, что оперирование предметами – заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ваш ребенок, и какие использует предметы. Например, из цветка ромашки может приготовить кукле яичницу, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, что мишке больно, что он сам капитан и т. п.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телепередач.)

- В какие игры играют дома ваши дети?

- Случай из жизни педагога

(Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.

-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал Слава и, набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я вам принесу!

- Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

- Почему, по вашему мнению, она сложилась?

- Комментарий психолога

(Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием. Дети отражают в игре и негативные впечатления, представления о мире. Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение».)

Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, вы, уважаемые родители, постараетесь это делать, и у вас это неплохо получается.

Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать терпения, здоровья, счастья и любви.