Дети и искусство. Консультация для родителей
статья (старшая группа)

Иванова Наталья Сергеевна

Беседа с известным художником и педагогом, М. Лейкиным о том, как развивать художественный вкус у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_iskusstvo.docx422.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ И ИСКУССТВО. БЕСЕДЫ С ХУДОЖНИКОМ И ПЕДАГОГОМ МИХАИЛОМ ЛЕЙКИНЫМ

Первый вопрос: Как прививать детям любовь к искусству? Как развивать художественный вкус у ребенка? Надо ли это делать вообще? Может, само придет?

Ответ прост до банальности. Любовь к искусству ребёнок получает от родителей. Точно так же как он питается через пуповину. Любовь к искусству, любовь к прекрасному приходит через то, что это эмоционально трогает родителей или других значимых для ребёнка взрослых. По-другому это не работает.

Это для детей-дошкольников в первую очередь?

Я думаю, что в любом возрасте. Если не дано свыше, то эстетическое восприятие мира, наслаждение искусством иначе не доступно. За исключением случаев, когда этот канал восприятия уже дан от Бога.

А что делать родителям, которые сами не испытывают любви к искусству, или не имеют достаточного опыта, но хотели привить эту любовь ребенку.

Начать с себя. Или смириться с тем, что ребёнку придётся самому разбираться со всем этим во взрослом возрасте.

А если найти какого-нибудь интересного педагога, ходить в музеи, например, Третьяковскую галерею?

В любом случае очень важна родительская увлечённость. Педагог, курсы, галереи будут работать только тогда, когда это интересно родителям. Если родители пытаются переложить весь груз на внешние источники, то, скорее всего, это не сработает.

То есть один из выходов — начать вместе с ребёнком погружаться в художественный мир?

Я бы сказал по-другому. Погружение в мир красоты происходит через видение этой красоты в обыденной реальности. Во всех областях искусства. Через наслаждение музыкой, пением птиц, красотой листа, облаками на небе, через фантазирование по поводу пятен на стене.

облака в небе   Красота листа

Или внимание к сочетанию цветов в одежде. Всё это области эстетического восприятия. Если мама и папа обращают внимание, искренне восхищаются и показывают ребёнку красоту в обыденной жизни, то у него тоже открывается это видение. Ребёнок как бы начинает говорить с родителем на этом языке. И раскрывается в ответ.

Точно так же как малыш учится языку в обычном смысле слова, он учится говорить с родителями эстетическими, эмоциональными впечатлениями.

Допустим, родитель решил приобщаться вместе с ребенком. С какого возраста стоит знакомить ребенка с картинами прославленных мастеров? Можно ли делать это по репродукциям или через интернет, если в нашем городе нет музеев.

С любого возраста. Здесь задача для родителя: заинтересоваться самому и найти язык, на котором ребенку будет действительно интересно. Можно вспомнить, как мы с младшим сыном, Макаром, искали на картинах художников какие-то маленькие детали. Меня удивляло насколько ребёнок, которому тогда было полтора-два года, мог с увлечением  выискивать мельчайшие детали, намеченные двумя — тремя мазками. И я заметил, что ему было бесконечно интересно, как и мне. Мы могли часами этим заниматься.

Б.М. Кустодиев. Ярмарка. Третьяковская галерея

Б.М. Кустодиев. Ярмарка. Третьяковская галерея

И это считалось уже приобщением?

В нашей семье приобщение к искусству идет “автоматом”. Дети видят, что родители этим увлечены. В зависимости от того, чем я интересовался в своё время, тем увлекались и дети. Это было на уровне флюидов. Так создавалось некое энергетическое поле, в котором жили дети. Это происходит в любой семье. То, что важно папе и маме, оказывается значимым для ребёнка, если не разрушена связь с родителями. Это поле продолжает действовать всю жизнь. Но если родителю что-то глубоко неинтересно, то не стоит с ребенком и заниматься.

Существуют специальные книги по знакомству детей с искусством. Например, у Лены Даниловой “Моя первая книга об искусстве”. Есть зарубежные аналоги. Как вы считаете, стоит ли заниматься по подобным книгам и с какого возраста?

Васнецов

Васнецов «Спящая царевна»

Для занятий подойдёт любая книга с репродукциями. Как и прогулка по лесу. Отправной точкой может быть что угодно. Главное — ребёнок должен быть эмоционально включен в этот процесс. Я думаю, что делающим первые шаги в искусстве родителям необходимо дать себе право на собственное мнение, независимое от мнения экспертов. Прийти в выставочный зал с широко раскрытыми от изумления глазами. Или с такими же глазами открыть книгу, не читая текст.

Вспомним, что искусство отвечает двум нашим потребностям:

Потребности сказать то, что невозможно выразить вербально: с помощью идей, терминов, понятий. Это примерно как зрение и ультрафиолет. Мы его не можем видеть, но мы его ощущаем.

И потребности в эксперименте, который задействует эмоциональный канал.

Искусство — это некоторое столкновение игры, озорства с областью языка. Который является чем-то большим, чем доступный нашему рассудку язык.

Надо позволить себе удивляться, исследовать. Так, как ребёнок, исследует грязь или наблюдает за муравейником. Удивляться, исследовать и слушать. Не прибегая к каким-то штампам. Своим или чужим.

Но Вы сказали, что искусство тесно связано с игрой. Можем ли мы сказать, что для родителей заход в искусство может быть сделан через игру с детьми? Если там мы наполним своего внутреннего ребёнка, то тогда уже будет легче пойти в галерею?

Да, безусловно. Мы можем пойти в галерею играючи. Отнестись к этому по-хорошему несерьёзно. На мой взгляд умные книжки с объяснениями искусствоведов могут нанести вред неподготовленному родителю и через него — ребёнку.

Действительно, многие родители теряются перед такими книгами.

изучать природуДа, если в книгах — мнение эксперта, которое родитель внутренне не разделяет. Поэтому он передаёт ребёнку некую абстрактную информацию, а сам в неё эмоционально не верит. В надежде, что ребёнок что-то почувствует. Получается двойной обман на эмоциональном уровне. С моей точки зрения, это наносит только вред.

Нельзя человека заставить любить, желать. И если человек делает что-то для галочки, в области искусства или любой другой, то результата он не достигнет. Или этот результат будет фальшивкой, а по отношению к ребёнку — двойной вред. Мы будем учить ребенка врать, имитировать свои чувства. А это уже небезопасно.

Вы ходите со своими детьми в художественные музеи. Что вы там рассказываете о картинах? Готовитесь ли к походу в музей заранее, рассматриваете ли предварительно альбомы?

Специально мы не готовимся. Но как художник, я обладаю достаточно большим количеством информации, которое все время пополняется. Сведения из истории, культуры, о том, какие были отношения между людьми. Обширные пласты знания, которые предполагают заинтересованность человека в этих областях. Набрать их за один раз достаточно сложно. Но иногда заглянуть перед походом по музеям в интернет и что-то прочитать может быть полезно.

Вам не нужен диплом искусствоведа, чтобы разглядеть картину “Охотники на привале”, а потом что-то о ней узнать. Или подслушать, что говорит экскурсовод. И заинтересовавшись, можно поискать с талантливого экскурсовода или пойти с друзьями на какую-нибудь лекцию.

В.Г. Перов. Охотники на привале.

В.Г. Перов. Охотники на привале

Если мы с таким же подходом, без надежды получить первый приз, без страха показаться некомпетентным пойдем в музей, то у нас будет настоящий эстетический результат. И, главное, мы получим море новых впечатлений. По мере того как мы сами будем прикасаться к этим впечатлениям, мы будем вовлекать и ребёнка. И развивать интерес к искусству у детей.

Наверное, к одной картине можно возвращаться много-много раз. Может быть, лучше изучить одну подробно, чем бегом пройтись по галерее?

Здесь могут быть разные подходы. Можно бегло проходить по галерее, считая, например, количество фазанов. Таким образом играя с ребёнком. Или разглядывая, как сделаны рамы. Количество игр бесконечно.

"Охота на фазанов " Августо

«Охота на фазанов » Августо

У нас был период, когда мы разглядывали мумий. И при этом довольно серьёзно изучили Древний Египет. И я открыл для себя много нового. Но первичен был интерес к искусству у детей. Таким образом, не только родитель может увлечь ребенка, но и наоборот, если крепка их эмоциональная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционные методы работы по изобразительному искусству. консультация для родителей.

данная презентация поможет воспитателю объяснить кодителям способы нетрадиционного рисования с дошкольниками....

"Взаимодействие родителей и вопитателей в подготовке детей к школе."Консультация для родителей.

        Дорогие родители! Вот еще на один год стали старше наши дети. Незаметно пролетит год, и в жизни детей наступит радостное время – время поступления в школу. Оче...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Статья на тему « Кукольный театр – приобщение к миру искусства» консультация для родителей и педагогов

В статье говорится о приобщении детей к миру искусства, о реализации воспитательных и образовательных задач посредством кукольного театра.  Авторский сценарий кукольного спектакля "Колобок&q...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

Работа с родителями детей ОВЗ. Тема: Консультации для родителей детей с ОВЗ.

Сердце матери - единственный незгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться.( Монтегаса).Материнские руки- воплощение нежности ....( Викто Мари Гюго)Первый подарок, который дар...