Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»
статья (старшая группа)

Кривоногова Марина Викторовна

Консультация для родителей:

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

     С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из причин этой проблемы является то, что из жизни детей уходит игра со сверстниками, в которой нужно общаться. На смену сюжетно-ролевой игре приходит виртуальная реальность, где не надо договариваться и строить взаимоотношения. Речь и сюжетно-ролевая игра неразрывно связаны между собой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Только в игре ребенок познает мир, готовится к дальнейшей жизни, выражает свои основные потребности, приобретает навыки общения и активно развивает психические процессы. Речь является одним из познавательных психических процессов. Выдающийся ученый Выготский Л.С. в своей статье "Мышление и речь" отмечал, что " Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. "Игра, и прежде всего сюжетно–ролевая игра, оказывает положительное воздействие на становление речи. В процессе сюжетно-ролевой игры дети вынуждены общаться друг с другом, комментировать свои действия. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка формирует его грамматический строй речи.

    Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в развитии речи дошкольников. С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Речь дошкольника прошла путь от его первых невнятных слов до уровня взрослых. Ребёнок усваивает фонетическое и лексическое значение слов, и лишь затем учиться связывать их с друг другом. Общим для всех детей является то, что усваивать, запоминать родной язык в маленьком возрасте гораздо легче. К дошкольному возрасту стимулом познания мира, подготовке взрослой самостоятельной жизни, является игра. Ребенок стремиться подражать взрослым, рисуя их образ. Творчески все воплощает в игре. Именно в ней ребенок – дошкольник действует самостоятельно, выражает основные свои потребности, что подвигает его к активному участию в жизни взрослых. Речевые навыки ребенка, скорее всего, осваиваются с помощью игры. Игра — важнейшее условие взросления ребенка, так как он ее наиболее понимает. Существуют игры для развития органов чувств, речевых навыков, для обучения чтения, письменности. Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольника. Она развивает коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Эмоционально дети увлечены игрой, проявляют самостоятельно активнее действия в творчестве. Дети дошколята в этот период любят рисовать карандашами, цветными мелками, лепить из пластилина, делать из конструктора что-то свое, любят чтение сказок взрослыми и. т.д. Воображаемая ситуация в сюжетно - ролевой игре занимает главное место. Воображаемая ситуация формируется из придуманного сюжета и ролей. Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: Установка и соблюдение правил, социальная мотивация игр. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. С помощью сюжетно- ролевой игры растет интеллект дошкольника. В ходе сюжетно-ролевой игры идет развитие воображения и творчества. Развитие и совершенствование фразовой речи. Ребенку необходимо создать условия для внезапно творческой игры, и он сам как никто другой разовьет свои творческие способности. Воспитанные и обучаемые дети, приобретают больше знаний, умений, интересов. Очень важны для детей ролевые игры. Они помогают детям отрепетировать роли, которые пригодятся во взрослой жизни.Основные правила методики применения сюжетно-ролевой игры: Выбирая игру, взрослый, прежде всего должен поставить перед собой конкретно воспитательную задачу. Каждая другая игра выполняет другие функции, поэтому взрослый должен представлять ее реальные возможности. Взрослый втягивает в игру детей, в коллективную деятельность. Если игра детям понравилась, они могут играть в нее бесконечно изо дня в день. Любая игра для детей дошкольного возраста это необходимая деятельность. Здесь более тесно ребенок учится вступать в контакт с окружающим миром и развивает свои эмоциональные способности, совершенствует разговорную речь.

    Есть разница между мальчиками и девочками. Некоторые игры больше нравятся мальчикам (подвижные игры, соревнования, борьба) девочки более воображают, играя в дочки — матери. Однако мальчикам и девочкам нравится играть в мячик, салочки и прятки, прыгать, бегать, скакать. Здесь важно определить средства игровой ситуации и распределить предполагаемые роли. Создавая ситуацию воображения, дети дают толчок к творческой сюжетно-ролевой игры. Взрослому важно найти подход к ребенку, помочь, чтобы он раскрылся и его полностью захватила коллективная воображаемая игровая ситуация. Тогда она ему принесет радость, творчество. Детский коллектив получает атмосферу общей заинтересованности, увлеченности, развивается речь и навыки общения. Именно через роль проявляются личные качества дошкольника, а перспектива получения желаемой роли вызывает у детей мотивацию разыграть наилучшим образом любую роль. Начало игры, можем: – подготовить детей к разыгрыванию игрового эпизода. У детей таким образом возникает воображаемая ситуация и они готовы положительно воспринимать длительность игры; – для задания тона показать дошкольникам образец интересного ролевого поведения. Нужно видеть в детях докторов, моряков, космонавтов, употребляя условно игровые термины, при этом требовать от них отчет о выполнении поручения, для того, чтобы дать инициативу для новых игровых ситуаций, не руша воображаемой ситуации, взрослый воздействует на детей поощрениями. Если игра протекает интересно, охватывает детей трепетными, волнующими переживаниями, то окончание игры у них вызывает огорчение. Но игра рассчитана на определенный период времени, в течении которого дети осваивают положительные формы поведения. Заранее надо предусмотреть такую концовку, которая бы вызвало у детей эмоциональный подъем и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра.

Комплекс сюжетно-ролевых игр в которые можно поиграть дома

    «ТЕАТР»

Задачи: Расширить представление детей об окружающем мире. Развивать у детей желание не нарушать общественно принятых правил поведения.

Описание игры. Взрослый заранее готовит часть детей для участия в спектакле. Другие дети – это зрители. Выбирается один ребенок кассир, и один – работник гардероба. Зрители приходят в театр, покупают билеты, раздеваются, сдают свои вещи в гардероб и получают номерок. Затем, не торопясь, находят свои места, усаживаются. Учитель напоминает, что нельзя шуметь, громко разго­варивать, ходить во время спектакля. После окончания спектакля зрители аплоди­руют актерам, все встают со своих мест, идут к гардеробу, подают номерок, им приносят одежду, надо поблагодарить за это гардеробщика.

    «АВТОБУС»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире; развивать представления детей о норме и правилах поведения в общест­венных местах. Воспитывать у детей уважение к окружающим их людям.

Роли: водитель, кондуктор, пассажиры (бабушка, маленькие дети и др.).

Оборудование: расставленные стулья, как сиденья в автобусе.

Описание игры. Стоят несколько стульев (по числу играющих). Между стульями проход для кондуктора. Дети выбирают водителя и кондуктора, остальные - пассажиры. Впереди сидит водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет пассажир, интересуется с какой целью каждый из них едет. Водитель негромко имитирует звук мотора - р-р-р. Периодически водитель, кондуктор, и пассажиры, меняются местами.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Покупаем билеты»;

- «Сколько Вам нужно билетов?»;

- «Два, пожалуйста»;

- «Держите»;

- «Кто еще без билета?»;

- «А до магазина «Ромашка» автобус доедет?»;

- «Нет. Вам надо пересесть на автобус номер 5.»;

- «Какая следующая остановка?»;

-улица Домостроителей.

    «СЕМЬЯ»

Задачи: Закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Роли: мама, папа, дочь и другие члены семьи.

Описание игры. Дети выбирают, кто каким членом семьи будет (мамой, папой, дочерью, сыном и т.д.). Все выполняют свои роли, например: мама, гото­вит обед, папа приходит с работы и т.п. Дети общаются между» собой как члены семьи.

- «Я пришёл с работы!»;

- «Мальчики, мойте руки садитесь кушать»;

- «Спасибо мама, очень вкусно!»;

- «Ты сделал уроки?»;

- «Да»;

- «Молодец!»;

- «Мама, можно мне пойти погулять?», - «Папа, а можно я посмотрю телевизор?»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_2.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

     С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из причин этой проблемы является то, что из жизни детей уходит игра со сверстниками, в которой нужно общаться. На смену сюжетно-ролевой игре приходит виртуальная реальность, где не надо договариваться и строить взаимоотношения. Речь и сюжетно-ролевая игра неразрывно связаны между собой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Только в игре ребенок познает мир, готовится к дальнейшей жизни, выражает свои основные потребности, приобретает навыки общения и активно развивает психические процессы. Речь является одним из познавательных психических процессов. Выдающийся ученый Выготский Л.С. в своей статье "Мышление и речь" отмечал, что " Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. "Игра, и прежде всего сюжетно–ролевая игра, оказывает положительное воздействие на становление речи. В процессе сюжетно-ролевой игры дети вынуждены общаться друг с другом, комментировать свои действия. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка формирует его грамматический строй речи.

    Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в развитии речи дошкольников. С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Речь дошкольника прошла путь от его первых невнятных слов до уровня взрослых. Ребёнок усваивает фонетическое и лексическое значение слов, и лишь затем учиться связывать их с друг другом. Общим для всех детей является то, что усваивать, запоминать родной язык в маленьком возрасте гораздо легче. К дошкольному возрасту стимулом познания мира, подготовке взрослой самостоятельной жизни, является игра. Ребенок стремиться подражать взрослым, рисуя их образ. Творчески все воплощает в игре. Именно в ней ребенок – дошкольник действует самостоятельно, выражает основные свои потребности, что подвигает его к активному участию в жизни взрослых. Речевые навыки ребенка, скорее всего, осваиваются с помощью игры. Игра — важнейшее условие взросления ребенка, так как он ее наиболее понимает. Существуют игры для развития органов чувств, речевых навыков, для обучения чтения, письменности. Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольника. Она развивает коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Эмоционально дети увлечены игрой, проявляют самостоятельно активнее действия в творчестве. Дети дошколята в этот период любят рисовать карандашами, цветными мелками, лепить из пластилина, делать из конструктора что-то свое, любят чтение сказок взрослыми и. т.д. Воображаемая ситуация в сюжетно - ролевой игре занимает главное место. Воображаемая ситуация формируется из придуманного сюжета и ролей. Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: Установка и соблюдение правил, социальная мотивация игр. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. С помощью сюжетно- ролевой игры растет интеллект дошкольника. В ходе сюжетно-ролевой игры идет развитие воображения и творчества. Развитие и совершенствование фразовой речи. Ребенку необходимо создать условия для внезапно творческой игры, и он сам как никто другой разовьет свои творческие способности. Воспитанные и обучаемые дети, приобретают больше знаний, умений, интересов. Очень важны для детей ролевые игры. Они помогают детям отрепетировать роли, которые пригодятся во взрослой жизни.Основные правила методики применения сюжетно-ролевой игры: Выбирая игру, взрослый, прежде всего должен поставить перед собой конкретно воспитательную задачу. Каждая другая игра выполняет другие функции, поэтому взрослый должен представлять ее реальные возможности. Взрослый втягивает в игру детей, в коллективную деятельность. Если игра детям понравилась, они могут играть в нее бесконечно изо дня в день. Любая игра для детей дошкольного возраста это необходимая деятельность. Здесь более тесно ребенок учится вступать в контакт с окружающим миром и развивает свои эмоциональные способности, совершенствует разговорную речь.

    Есть разница между мальчиками и девочками. Некоторые игры больше нравятся мальчикам (подвижные игры, соревнования, борьба) девочки более воображают, играя в дочки — матери. Однако мальчикам и девочкам нравится играть в мячик, салочки и прятки, прыгать, бегать, скакать. Здесь важно определить средства игровой ситуации и распределить предполагаемые роли. Создавая ситуацию воображения, дети дают толчок к творческой сюжетно-ролевой игры. Взрослому важно найти подход к ребенку, помочь, чтобы он раскрылся и его полностью захватила коллективная воображаемая игровая ситуация. Тогда она ему принесет радость, творчество. Детский коллектив получает атмосферу общей заинтересованности, увлеченности, развивается речь и навыки общения. Именно через роль проявляются личные качества дошкольника, а перспектива получения желаемой роли вызывает у детей мотивацию разыграть наилучшим образом любую роль. Начало игры, можем: – подготовить детей к разыгрыванию игрового эпизода. У детей таким образом возникает воображаемая ситуация и они готовы положительно воспринимать длительность игры; – для задания тона показать дошкольникам образец интересного ролевого поведения. Нужно видеть в детях докторов, моряков, космонавтов, употребляя условно игровые термины, при этом требовать от них отчет о выполнении поручения, для того, чтобы дать инициативу для новых игровых ситуаций, не руша воображаемой ситуации, взрослый воздействует на детей поощрениями. Если игра протекает интересно, охватывает детей трепетными, волнующими переживаниями, то окончание игры у них вызывает огорчение. Но игра рассчитана на определенный период времени, в течении которого дети осваивают положительные формы поведения. Заранее надо предусмотреть такую концовку, которая бы вызвало у детей эмоциональный подъем и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра.

Комплекс сюжетно-ролевых игр в которые можно поиграть дома

    «ТЕАТР»

Задачи: Расширить представление детей об окружающем мире. Развивать у детей желание не нарушать общественно принятых правил поведения.

Описание игры. Взрослый заранее готовит часть детей для участия в спектакле. Другие дети – это зрители. Выбирается один ребенок кассир, и один – работник гардероба. Зрители приходят в театр, покупают билеты, раздеваются, сдают свои вещи в гардероб и получают номерок. Затем, не торопясь, находят свои места, усаживаются. Учитель напоминает, что нельзя шуметь, громко разговаривать, ходить во время спектакля. После окончания спектакля зрители аплодируют актерам, все встают со своих мест, идут к гардеробу, подают номерок, им приносят одежду, надо поблагодарить за это гардеробщика.

    «АВТОБУС»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире; развивать представления детей о норме и правилах поведения в общественных местах. Воспитывать у детей уважение к окружающим их людям.

Роли: водитель, кондуктор, пассажиры (бабушка, маленькие дети и др.).

Оборудование: расставленные стулья, как сиденья в автобусе.

Описание игры. Стоят несколько стульев (по числу играющих). Между стульями проход для кондуктора. Дети выбирают водителя и кондуктора, остальные - пассажиры. Впереди сидит водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет пассажир, интересуется с какой целью каждый из них едет. Водитель негромко имитирует звук мотора - р-р-р. Периодически водитель, кондуктор, и пассажиры, меняются местами.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Покупаем билеты»;

- «Сколько Вам нужно билетов?»;

- «Два, пожалуйста»;

- «Держите»;

- «Кто еще без билета?»;

- «А до магазина «Ромашка» автобус доедет?»;

- «Нет. Вам надо пересесть на автобус номер 5.»;

- «Какая следующая остановка?»;

-улица Домостроителей.

    «СЕМЬЯ»

Задачи: Закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Роли: мама, папа, дочь и другие члены семьи.

Описание игры. Дети выбирают, кто каким членом семьи будет (мамой, папой, дочерью, сыном и т.д.). Все выполняют свои роли, например: мама, готовит обед, папа приходит с работы и т.п. Дети общаются между» собой как члены семьи.

- «Я пришёл с работы!»;

- «Мальчики, мойте руки садитесь кушать»;

- «Спасибо мама, очень вкусно!»;

- «Ты сделал уроки?»;

- «Да»;

- «Молодец!»;

- «Мама, можно мне пойти погулять?», - «Папа, а можно я посмотрю телевизор?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»

Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние...

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...