Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевое развитие | 18.78 КБ |
для логопедов | 15.73 КБ |
играя развиваем речь | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетно-ролевая игра,
как средство формирования связной речи
и социального развития дошкольников»
Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи- это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Известны два вида речи- диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.
Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
- Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
- Установлению связности и последовательности высказывания.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра- сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.
Предварительный просмотр:
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как одна из
форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений
путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой. Использование средств логоритмики расширяет
возможности коррекционного воздействия, делает занятия более
интересными и эффективными.
У детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей
моторики, наблюдаются особенности ее развития.
Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных и
музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях
логопедической коррекции.
Целью логоритмической работы с детьми с нарушением речи является
преодоление речевого нарушения путём развития чувства темпо-ритма
речевых и неречевых движений.
В результате практической работы сложилась следующая структура
логоритмического занятия:
1.Вводная часть: ритмическая разминка
2.Основная часть: упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения
на развитие общей моторики, упражнения на развитие мимических мышц,
упражнения на развитие дыхания, упражнения на развитие чувства темпа и
ритма, упражнения на развитие координации речи с движением, пение
3.Заключительная часть: игра
Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его
взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия разнообразны по сюжету.
Предложенная тематическая направленность и организационная
вариативность способствуют формированию у детей интереса к музыкальной
и речевой деятельности.
Сюжетно - тематическая организация занятий позволяет детям чувствовать
себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей. Такое построение занятий позволяет
добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.
В планировании логоритмических занятий используется принцип
концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых
ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник,
зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной:
сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные
источники, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий
способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и
речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное
отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают
достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие
оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа
над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие
приемы массажа, гимнастика для глаз).
В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В
восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца
повышает функциональную активность головного мозга, указательного -
положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник,
безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Включается в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется
подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других
предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами,
прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на
релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры;
занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети
стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое
расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя,
двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют
речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику,
интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное
воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности
запоминания, соединяют ритмичность, выразительность речи с движением
способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике
объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,
так как речь и музыка имеют единую интонационную природу ,с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи необходимо
проводить упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст,
дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений
применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в
соответствии с содержанием произведений и характером игровых
персонажей . Огромное значение на логоритмических занятиях придается
театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок
и песен.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;
. развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи,
речевого слуха и речевой памяти;
. музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными
инструментами;
. развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;
. развитие чувства ритма;
. развитие чувства ритма;
. логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-
артикуляционные упражнения;
. развитие певческих данных;
. чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
. фонопедические упражнения;
. упражнения на развитие мимических мышц;
. коммуникативные игры и танцы;
. развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления,
выразительности невербальных средств общения, позитивного
самоощущения;
. развитие мышечно-двигательной и координационной сферы;
. упражнение на развитие словотворчества;
. расширение активного словарного запаса детей.
В каждое занятие не обязательно включать все из перечисленных элементов.
Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с
индивидуальными и возрастными особенностей детей.
Дозировку повторений одних и тех же упражнений можно определять с
учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается
овладеть артикуляционными навыками, оказывается целенаправленная
индивидуальная помощь.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций,...
Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников
В статье рассматривается сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....
Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»
Консультация для родителей:«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из...