Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Королёва Татьяна Анатольевна

Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            «Сюжетно-ролевая игра,

как средство формирования связной речи

и социального развития дошкольников»

Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи- это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Известны два вида речи- диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.

Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:

  • Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
  • Установлению связности и последовательности высказывания.

Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.

Сюжетно-ролевая игра- сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.



Предварительный просмотр:

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как одна из

форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений

путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со

словом и музыкой. Использование средств логоритмики расширяет

возможности коррекционного воздействия, делает занятия более

интересными и эффективными.

У детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей

моторики, наблюдаются особенности ее развития.

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных и

музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях

логопедической коррекции.

Целью логоритмической работы с детьми с нарушением речи является

преодоление речевого нарушения путём развития чувства темпо-ритма

речевых и неречевых движений.

В результате практической работы сложилась следующая структура

логоритмического занятия:

1.Вводная часть: ритмическая разминка

2.Основная часть: упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения

на развитие общей моторики, упражнения на развитие мимических мышц,

упражнения на развитие дыхания, упражнения на развитие чувства темпа и

ритма, упражнения на развитие координации речи с движением, пение

3.Заключительная часть: игра

Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его

взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия разнообразны по сюжету.

Предложенная тематическая направленность и организационная

вариативность способствуют формированию у детей интереса к музыкальной

и речевой деятельности.

Сюжетно - тематическая организация занятий позволяет детям чувствовать

себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются

потенциальные возможности детей. Такое построение занятий позволяет

добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.

В планировании логоритмических занятий используется принцип

концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых

ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник,

зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной:

сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные

источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий

способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и

речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное

отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают

достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие

оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа

над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие

приемы массажа, гимнастика для глаз).

В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По

насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В

восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца

повышает функциональную активность головного мозга, указательного -

положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник,

безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Включается в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется

подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других

предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами,

прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

 В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на

релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры;

занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал

предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети

стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое

расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя,

двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют

речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику,

интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное

воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности

запоминания, соединяют ритмичность, выразительность речи с движением

способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике

объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,

так как речь и музыка имеют единую интонационную природу ,с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи необходимо

проводить упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст,

дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений

применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в

соответствии с содержанием произведений и характером игровых

персонажей . Огромное значение на логоритмических занятиях придается

театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок

и песен.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;

. развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи,

речевого слуха и речевой памяти;

. музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными

инструментами;

. развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;

. развитие чувства ритма;

. развитие чувства ритма;

. логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-

артикуляционные упражнения;

. развитие певческих данных;

. чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

. фонопедические упражнения;

. упражнения на развитие мимических мышц;

. коммуникативные игры и танцы;

. развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств общения, позитивного

самоощущения;

. развитие мышечно-двигательной и координационной сферы;

. упражнение на развитие словотворчества;

. расширение активного словарного запаса детей.

В каждое занятие не обязательно включать все из перечисленных элементов.

Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с

индивидуальными и возрастными особенностей детей.

Дозировку повторений одних и тех же упражнений можно определять с

учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается

овладеть артикуляционными навыками, оказывается целенаправленная

индивидуальная помощь.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций,...

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников

В статье рассматривается сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

Консультация для родителей:«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»     С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из...