Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»
материал (старшая группа)

Соколова Наталия Викторовна

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Родительское собрание на тему:

«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Подготовил воспитатель:

Соколова Н.В.

2022г.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
  2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
  3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Подготовка:

Анкета для родителей: ответственный Афанасьева Н.В. «Для определения отношения родителей к детской игре»

Презентация: «Дети нашей группы играют в сюжетно-ролевые игры»

Форма организации мероприятия: онлайн конференции Zoom

Участники: родители, воспитатели, специалисты.

Воспитатель: Соколова Н.В.

Воспитатель: Афанасьева Н.В.

Учитель логопед: Титова В.А.

Ход собрания

1.Воспитатель Соколова Н.В.: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем собрании!

Повестка родительского собрания.

1. Выступление по теме собрания Соколовой Н.В. «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

2. Выступление по анкете Афанасьева Н.В. «Для определения отношения родителей к детской игре»

3. Презентация: «Как играют дети в детском саду в сюжетно-ролевые игры»

4. Выступление учителя-логопеда Титовой В.А. «Развитие речи в сюжетно-ролевых играх»

6.О разном

Уважаемые родители, у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Сегодня нашу встречу, мы хотим начать со слов

Антона Семеновича Макаренко

«Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе,

когда вырастет».

Воспитатель Соколова Н.В.: Объясните, как вы понимаете слова Макаренко? (Родители высказывают своё мнение)

Сегодня мы хотим поговорить с Вами об играх с детьми.

Тема собрания: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

Воспитатель Соколова Н.В.: Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность - приятные, добрые детские воспоминания.

Уважаемые родители, в какие игры вы любили играть в детстве? (ответы родителей)

Воспитатель Соколова Н.В.: Как играют дети старшей группы?

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Дети обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.

Источник, питающий игру, – окружающий мир.

Игры детей несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Ребята обращают внимание не столько на предмет, сколько на партнёра, пытаются построить ролевые отношения. Воображаемую ситуацию дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий. Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета. Игровые объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются. Старшая группа пытается приблизить игру к реальности.

2.Воспитатель Афанасьева Н.В.: Наши дети любят играть.

Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с детьми. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.

Анкета для родителей:

Давайте посмотрим на себя со стороны. Какие мы?

Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

Накануне родительского собрания у нас проходило анкетирование.

В анкетировании приняло участие 6 родителей из данной анкеты видно, что большинство детей играют дома с родителями с дедушками, бабушками в сюжетно ролевые игры и не только. Большинство детей отдают предпочтение настольно - печатным играм и подвижным и только 1 ребёнок играет дома в сюжетно-ролевые игры, также есть дети, которые отдают предпочтение только лишь компьютерным играм. Все дети могут и разыгрывают основные виды сюжетно - ролевых игр т.к. «Магазин», «Больница», «Кафе», «Поездка на транспорте», «Семья» «Автозаправочная станция» редко «Зоопарк». Очень радует, что у детей сюжетно - ролевые игры т.к. «Кафе», «Магазин», «Игры связанные с транспортом» оно и понятно почему т.к дети часто сами бывают и присутствуют в этих местах и ситуациях поэтому разыгрывать данные ситуации им разыгрывать гораздо легче. Так же дети разыгрывают ситуации, взятые не из жизни, а из вне, например, из сказок, книг, мультфильмов и компьютерных игр. Этот момент немного настораживает т.к. наши дети зачастую смотрят сейчас не очень добрые мультфильмы и компьютерные игры, соответственно и сюжеты в игре у них аналогичны и по этой же причине им сложно разыгрывать сюжеты игры, например: такие как поход в «Цирк» или «Ветеринарная клиника» т.к. дети в этих местах редко бывают, а может и вообще не были. Чтобы детям помочь научиться разыгрывать такие сюжеты нужно познакомить детей с окружающей действительностью через просмотр мультфильмов, рассказ, экскурсии. Сюжетно - ролевая игра позволяет не только занять ребёнка и провести интересно время вместе, но и расширить словарный запас. В завершении хочется пожелать вам, уважаемые родители, чтобы вы чаще играли со своими детьми в разные игры; обогащали их опыт; общались и красиво разговаривали; читали им книги; заучивали стихи и рассказывали всё об окружающем мире.

3.А теперь мы предлагаем вам посмотреть презентацию с нашими детьми. И узнаем, как ваши дети играют в сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
  2. Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.
  3. Роль. Во время игры ребенок не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
  4. Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
  5. Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

4. Выступление учителя-логопеда Титовой В.А. «Развитие речи в сюжетно-ролевых играх»

Воспитатель Соколова Н.В.: Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.

Спасибо за внимание!

Решение родительского собрания:

  1. Создать дома условия для разных видов игр, выделив для этого определённое место.
  2. Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые), поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).
  3. .Уделять серьезное внимание игре, развивая её сюжет.

Приложение 1

Анкета к собранию: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, в котором особого внимания заслуживает сюжетно-ролевая игра («в семью», «в магазин», «в доктора и пациента» и др.), поскольку развивает коммуникативные умения детей и обогащает их социальный опыт.

Для того, чтобы детская игра была содержательной и эмоционально насыщенной, мы решили провести с вами анкетирование – опрос: узнать, как вы относитесь к этому виду деятельности: как и когда, и в какие игры вы играете со своими детьми. А цель наша с вами такая: достичь правильной, красивой разговорной речи детей в процессе игр; чтобы в жизни дальнейшей ребёнку было легко вступать в общение с другими людьми

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Спасибо!

1. Укажите пол Вашего ребенка

мужской;

женский.

2. Каким видам игр отдает предпочтение Ваш ребенок?

настольно-печатным (пазлы, различного рода «бродилки» с фишками и др.);

подвижным;

сюжетно-ролевым («в семью», «в магазин», «в доктора и пациента» и др.);

театрализованным (различные виды кукольного театра);

другое__________________________________________________

3. Кто из членов Вашей семьи чаще играет с ребенком?

____________________________________________________________________

4. Кто чаще всего становится организатором семейной сюжетно-ролевой игры?

взрослый (мама, папа, брат, сестра или др. родственники); ребенок.

5. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок хотя бы раз воспроизводил следующий сюжет:

 «Семья»;

 «Магазин»;

 «Больница»;

 «Зоопарк»;

 «Поездка на транспорте»;

 «Ателье»;

 «Ветеринарная клиника»;

 «Цветочный магазин»;

 «Кафе»;

 «Банк»;

 «Автозаправочная станция»;

 «Телевидение»;

 «Цирк»;

 «Служба доставки»;

Другое__________________________________________________

6. Какие сюжеты из указанных Вами выше являются для Вашего ребенка любимыми?

_____________________________________________________________________

7. Укажите черты характера (как положительные, так, может быть, и отрицательные), проявляющиеся у Вашего ребенка в процессе игры

_____________________________________________________________________

8. Откуда, на Ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?

из наблюдений;

из мультфильмов;

из книг;

из экскурсий, путешествий;

из событий, происходящих в его ближайшем окружении (семье);

другое_________________________________________________

9. Имеют ли развитие сюжеты, в которые играет Ваш ребенок?

чаще да, чем нет (один сюжет по ходу игры «перетекает» в другой; например, в процессе обыгрывания сюжета «Подготовка к празднику» (сюжетно-ролевая игра «Семья») возникает потребность отправиться в магазин за покупками (сюжетно-ролевая игра «Магазин»);

чаще нет, чем да (например, на протяжении всей игры Вы с ребенком выполняете роли продавца и покупателя, после чего игра завершается).

другое__________________________________________________

10.Приобретая игрушки, обращаете ли вы внимание на игровые материалы, стимулирующие развитие детской сюжетно-ролевой игры (например, наборы овощей и фруктов, в том числе разъемные, детская посуда, наборы «Доктор», «Парикмахер» и др.)?

да, в игровом уголке ребенка имеется достаточное количество подобных игровых материалов;

да, но приобретаем в большей степени игрушки другого рода;

не придаю значения, покупаем игрушки, которые просит ребенок «здесь и сейчас»;

другое__________________________________________________

11.Если вам необходима помощь в вопросе организации детской сюжетно-ролевой игры, укажите в каком из направлений

организация сюжетно-ролевых игр с учетом гендерного подхода (сюжетно-ролевые игры, отражающие мужскую и женскую модели поведения);

методы обогащения и развития игрового сюжета;

создание игровой среды для развития детской сюжетно-ролевой игры;

другое__________________________________________________

Приложение 2

Консультация для родителей

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ»

подготовила учитель-логопед:

Титова Валентина Алексеевна

В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования.

Социальные проблемы общества не позволяют часто родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое общение. К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленными к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст – это возраст игры. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает, в процессе игры у него активно работаю все психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные и волевые проявления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется игрой, с другой – сама игра развивается под влиянием речевого развития.

К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира.

Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. В процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы, распределяют между собой роли, проговаривают основные действия той или роли.

Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развивается фонетический слух, интонационная выразительность речи.  Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Используют антонимы, синонимы. Развивается связная речь.

Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи.

Развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями способствуют и хороводные игры, и игры с пением. Эти игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

У детей нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, общение – это такой диалог, который требует терпимости и к идеям, и мелким недостатком партнера, умения слушать и слышать другого.

Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/15/roditelskoe-sobranie-na-temu-syuzhetno-rolevaya-igra-v
  2. https://infourok.ru/anketa-dlya-roditelej-ob-organizacii-syuzhetno-rolevoj-igry-doshkolnika-v-usloviyah-semi-5299589.html
  3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9353/2/04Panova2.pdf
  4. https://multiurok.ru/blog/ighraia-razvivaiem-riech-chieriez-siuzhietno-rolievyie-ighry.html
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/12/22/konsultatsiya-dlya-pedagogov-na-temu-razvitie-rechi

C:\Users\РУСЛАН\Desktop\СОБРАНИЕ СРИ старш\2022-03-19 (2).png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».

Родительское собрание  на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме с...

Родительское собрание на тему "Сюжетно -ролевая игра в жизни ребенка"

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему "Сюжетно -ролевая игра в жизни ребенка" в средней группе

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возрастаЗадачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для...