Консультация «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи.»
консультация (старшая группа)

Рогозина Анастасия Александровна

Речь взрослого – это главный источник информации для детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ispolzovanie_zagadok_v_rechi.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Рогозина Анастасия Александровна ,

МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №199»

Консультация

«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи.»

Речь взрослого – это главный источник информации для детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;

сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка [5].

Работа с такими загадками учит детей выделять признаки (элементарный анализ) и объединять их в одно целое (синтез). Это обогащает представления детей о многообразии признаков объектов окружающего мира и соответствующие им слова, обогащает словарь детей.

Загадки второго уровня сложности включают:

Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений

Чтобы отгадать подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь связать его с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга [5].

В другой классификации загадок выделяются такие виды:

Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

Комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;

Сюжетные загадки - это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета

Требования к использованию загадок:

Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окр. миром.

Знакомство с образными средствами языка правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи. Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по самообразованию "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Консультация для родителей " Использование загадок как средство формирования выразительной речи"...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольн...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

К старшему дошкольному возрасту у детей появляется осмысленное восприятие. Дошкольники начинают понимать содержание и нравственный смысл произведения, способны выделить и заметить средства художествен...

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.Речь взрослого – это главный источник информации для детей.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое отве...