Конспект родительского собрания "Мнемотехника" старшая группа
материал (старшая группа)
Ознакомление родителей с методом "Мнемотехника"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
в старшей группе «Радуга»
Подготовила: воспитатель Быкова И.А.
Цели:
• ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
• ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Ход мастер-класса
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы.
(Слайд 2)
Константин Дмитриевич Ушинский, российский педагог, основоположник научной педагогики в России писал:
«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Так как наше собрание связано с развитием речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.
При работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом рассказыает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
(Слайд 3)
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация?. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.
Воспитатель. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…
(Слайд 4)
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
(Слайд 5)
(Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
(Слайд 6)
В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.
(Слайд 7)
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.
(Слайд 8)
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени, весне, зиме, лете и рассказ по ней.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например:
(Слайд 9)
Разучивание стихотворений
(Слайд 10)
Разучивание песни
(Слайд 11)
Также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок, данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
(Слайд 12)
Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок.
При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
(Слайд 13,14,15,16)
В детском саду мы часто используем:
Мнемотаблицы по лексическим темам.
Мнемотблицы «Алгоритмы одевания»
Мнемотаблицы Алгоритм дежурства.
(Слайд 17)
Использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение, песню, или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Как вы думаете, приём мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где?
Действительно, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Я предлагаю Вам разделиться на группы, и выполнить следующие задания:
Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.
Вывод: Нарисованное запечатляется в памяти лучше. Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания группе «Стрекозки» «Сенсорное развитие ребенка.»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»
Очень приятно встретиться и поближе познакомиться с родителями наших новых воспитанников. В связи с этим провела родительское собрание....

Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему: «Чему мы научились за год, успехи нашей группы» Итоговое родительское собрание
Конспект родительского собранияв группе общеразвивающей направленностис 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему:«Чему мы научились за год, успехи нашей группы» ...

Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. Для этого провела родительское собрание в форме круглова стола....

Конспект родительского собрания группа раннего возраста
сформированы начальные представления о здоровом образе жизни: о личной гигиене, прогулке; сформированы простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. (то есть дети знают что необх...

Конспект родительского старшей группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
Конспект родительского старшей группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»...
