Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - с взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый.

От него ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в общении с взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации. А позже опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Но парадокс состоит в том, что именно в общении с взрослым речь ребенка более ситуативная, свернутая, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни.. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание родителей общаться со своими детьми (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.

Поэтому родителям следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослым, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д. Когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

 Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстниками – новая увлекательная область. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить.

 Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим человеком);

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, просьба. А также: согласие и отказ, поздравление, благодарность, прощание и др.

3.Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

               4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.  

        В ходе наблюдений за общением детей со сверстниками был выявлен недостаточно высокий уровень развития диалогических умений. При наличии желания общаться фиксировались недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик, причем наименее усвоенными оказались именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях и т.д., но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Например, вот общение детей во время рисования: «Смотри, смотри, Максим, у меня вместо машины лесенка получилась, такая, как для спортсменов. Когда им медали дают». «Это у меня робот. У него пистолет. Он будет охранником».

Конечно, дети слышат друг друга, понимают, кто, о чем говорит, обмениваются высказываниями, но тематически реплики не связываются между собой. Аналогичные факты встречались и в общении детей с взрослыми: дошкольники как будто перехватывали инициативу, оставляя сообщение без внимания и сообщая об аналогичном факте из своего опыта.

Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, совместную игру, используя признанные словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения.

Особенно невежливо звучали реакции детей на просьбы сверстников. На побуждения воспитателя дошкольники реагировали более терпимо, однако нежелательные для себя побуждения нередко игнорировали, оставляя их без словесного ответа и без соответствующего действия.

Воспитанники более адекватно реагируют на вопросы взрослых и сверстников, чем на сообщения и побуждения. Тем не менее, ответы были не всегда целесообразными, а вопросы отличались стереотипностью, отсутствием четкости в формулировках.

Изучение культуры диалога старших дошкольников выявило и такие недостатки, как нарушение правил очередности: дети нередко перебивают друг друга, не выслушивают высказывания собеседника до конца, прибегают к повышению силы голоса. Из-за явно выраженного стремления  высказаться, поделиться  своими мыслями, своей информацией практически никогда не соблюдается и другое правило - поддерживать тему разговора, «связывать» свое высказывание с инициативной репликой собеседника, что является обязательной для диалога.

Основным методом в ДОУ, являются разговоры и беседы. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов. Коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.  

Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей. В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Также игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.

Такие игры, как инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Программно – методический материал " РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ"

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Интерактивные игры по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие коммуника...