Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бекетова Полина Сергеевна

1. Восприятие

А) Сенсорные эталоны (цвет, расположение, время). В дошкольном возрасте «предметные эталоны» преобразуются -предмет-эталон – носитель свойства отдаляется и эталоном становится абстрагированное свойство.

Б) Перцептивные действия (совершенствуется действие идентификации; развивается действие отнесение к эталону; моделирующее действие восприятия)

2. Память – доминирующий процесс

- интенсивно развивается образная память

- логическая память почти не представлена

- память принимает произвольность (небольшое значение), в основном используется непроизвольная память

 3. Внимание.

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость (дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого);

- внимание становится опосредованным(развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели);
- появляются элементы послепроизвольного внимания (развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели).

4. Воображение.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с развитием воображения активно развивается способность видеть целое раньше частей. Воображение — важнейшее психическое новообразо­вание дошкольного детстваи его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.

Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Вооб­ражение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предме­ты и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «вообра­жаемая ситуация», образ роли.

По функции различают воображение познавательное и аффектив­ное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания нега­тивных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).

5. Мышление. Сенситивный период для развития наглядно – образного мышления.

Мышление имеет 3 стороны:1) мыслительные действия, операции; 2) развитие обобщений по Выготскому; 3) формирование знаковой функции сознания.

1) Формы мышления

- К началу дошкольного возраста хорошо развито наглядно-действенное мышление.

- На основе этого складывается наглядно-образное мышление (к концу дошкольного возраста оно хорошо развито).

- Формируется особая переходная форма мышления – наглядно-схематическая.

- Дошкольный возраст является точкой отсче­та в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использо­вать речь для решения самых разных задач.

- Первыми мыслительными операциями ре­бенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правиль­ную реакцию на них.

2) Основная форма обобщений – комплексы (обобщает по объективным признакам, но не существенным).

- К концу дошкольного возраста появляются псевдопонятия (переход от комплексов к истинным понятиям).

- Появляются функциональные понятия (потенциальные) – обобщение на основе осознанного ребенком признака.

- Навыки анализа у него элементарные, в со­держание обобщений и понятий входят лишь внеш­ние и часто вовсе не существенные признаки. («бабочка — птица, потому что летает, а кури­ца — это не птица, потому что летать не может»).

3) Знаковая функция хорошо развивается в игре и обеспечивает переход к логическому мышлению.

С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве.

1. Восприятие

А) Сенсорные эталоны (цвет, расположение, время). В дошкольном возрасте «предметные эталоны» преобразуются -предмет-эталон – носитель свойства отдаляется и эталоном становится абстрагированное свойство.

Б) Перцептивные действия (совершенствуется действие идентификации; развивается действие отнесение к эталону; моделирующее действие восприятия)

2. Память – доминирующий процесс

- интенсивно развивается образная память

- логическая память почти не представлена

- память принимает произвольность (небольшое значение), в основном используется непроизвольная память

 3. Внимание.

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость (дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов 

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого);

- внимание становится опосредованным(развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели);
- появляются элементы послепроизвольного внимания (развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели).

4. Воображение.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с развитием воображения активно развивается способность видеть целое раньше частей. Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детстваи его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.

Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).

5. Мышление. Сенситивный период для развития наглядно – образного мышления.

Мышление имеет 3 стороны:1) мыслительные действия, операции; 2) развитие обобщений по Выготскому; 3) формирование знаковой функции сознания.

1) Формы мышления

- К началу дошкольного возраста хорошо развито наглядно-действенное мышление.

- На основе этого складывается наглядно-образное мышление (к концу дошкольного возраста оно хорошо развито).

- Формируется особая переходная форма мышления – наглядно-схематическая.

- Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач.

- Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

2) Основная форма обобщений – комплексы (обобщает по объективным признакам, но не существенным).

- К концу дошкольного возраста появляются псевдопонятия (переход от комплексов к истинным понятиям).

- Появляются функциональные понятия (потенциальные) – обобщение на основе осознанного ребенком признака.

- Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки. («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»).

3) Знаковая функция хорошо развивается в игре и обеспечивает переход к логическому мышлению.

С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1. Развитие памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизв...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...

"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Методическая разработка "«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»"...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...