Консультация для родителей: "Что читать дошкольникам"
консультация

Чухина Марина Александровна

Рекомендации по выбору книг для чтения дошкольникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_chitat_doshkolnikam.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Что читать дошкольникам»

                                                                                            подготовила учитель – логопед

                                                                        МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                                        г. Калининграда

                                                                        Чухина М.А.

Сейчас книг в магазине очень много, они разнообразные. Какую же книгу выбрать для ребёнка?

     Лучше всего покупать книги с твердой обложкой. Она должна иметь достаточно прочный корешок.  Лучше выбирать книги с прошитыми страницами, так как склеенные листы быстро распадутся.

     Желательно покупать книги больших форматов. Шрифт и картинки должны быть крупными, чтобы привлечь внимание ребенка.

     Бумага должна быть качественная. Это чисто белая или слегка бежевая, (но не серая, которая вредит глаза), плотная, желательно не глянцевая. Края листов не должны быть острыми, чтобы ребенок не смог пораниться.

     Шрифт должен быть крупным с четко пропечатанными буквами. Даже, если ребёнок еще не умеет читать, он будет рассматривать текст и выискивать знакомые знаки, слова.

     Самый оптимальный вариант покупать книгу для детей 5-7 лет с 2 - 3 сказками.

     На иллюстрации нужно сосредоточить основное внимание. От картинок будет зависеть, как ребёнок будет воспринимать текст, какими представит героев сказок. Не покупайте книги с компьютерными рисунками. Они неживые, холодны, неприятны к восприятию.

     Цвет не должен быть слишком контрастным, детям лучше воспринимать картинки с нежными полутонами. Лучше выберете иллюстрации таких мастеров, как Бориса Диодорова, Ю. Васнецова, Ю. Чижикова, В Сутеева.

     Обязательно обратите внимание на выражение лиц персонажей книги: даже самые страшные герои не должны пугать ребенка. Он, глядя на картинки, должен верить, что зло будет побеждено добром.
    Выбирая книги для чтения дошкольнику, ещё следует обратить внимание на 
следующее моменты.

Интереснее всего для любого человека информация о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении, и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Ищите то, что понравится ребенку, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет ему по вкусу, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги.

Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось неприятным занятием.

Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10 -15 минут).

Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Ребёнок, когда ему читают первый раз, пытается понять произведение; во время перечитывания этой книги второй раз, он пытается запомнить фразы и предложения , используемые в тексте, и, лишь, когда запомнит текст, начинает использовать слова и выражения этого текста, пересказывая это произведение кому-либо. Ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)?

В чтение для детей 5 -7-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему — рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым — воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека. Что же читать?

— Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

— С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

— В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

— Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы.

— В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

— Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

— Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

— Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?», «Лебедь, рак и щука» и др.

— Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

— С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как пескарь учился хвостом вперед плавать» и др.

— Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

— Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке:

— А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

— А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

— Т. Александрова: «Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

— Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

— В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

— Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

— Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

— С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

— Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Уважаемые родители!

     Чтобы купленная книга действительно стала лучшим подарком, а не просто украшением комнаты, выбирая ее, забудьте о формальном подходе. Особенно это важно, если речь идет о выборе книг для ребенка. Ведь от того, какие книжки будут окружать малыша, во многом зависит его дальнейшее развитие.

(по материалам интернет – ресурсов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что читать дошкольникам"

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимат...

Консультация для родителей "Что читать дошкольникам".

Консультация для родителей поможет правильно организовать процесс воспитания интереса к чтению и подбирать для этого необходимую детскую литературу....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ»

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни ...

Консультация для родителей "Что читать дошкольникам?"

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести не возможно...

Консультация для родителей "Что читать дошкольникам?"

laquo;ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ?»Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни...