Мастер-класс для родителей по технологии синквейна
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Литвиненко Татьяна Владимировна

ИГРА-ЗАНЯТИЕ по ТЕХНОЛОГИИ синквейн, как один из элементов инновационной диалогической технологии , в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

по технологии синквейна  

 Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи - хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

ИГРА-ЗАНЯТИЕ по ТЕХНОЛОГИИ синквейн,         как один из элементов инновационной диалогической технологии , в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

Инновационность технологии позволяет использовать форму синквейна для развития связной речи детей, повышает речевую активность и развивает активный словарный запас. Ребенок учится находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, обобщать.

Игра-занятие позволит добиться более глубоко осмысления темы, совершенствуется словарная деятельность, как основа развития речи в целом. Знакомит детей с новой творческой формой работы в составлении синквейна, развивает мыслительную деятельность и познавательные процессы, развивает ассоциативное и наглядно -образное мышление.

Что же такое синквейн?

Синквейн – это французское пятистишье, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает развивать словарный запас, стоить грамматические конструкции (предложения).

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находит и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн – это творческий процесс. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных  нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех!

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля – дети могут сравнивать синквейн и оценивать их.

Итак составление Синквейна  подчинено определенным правилам:

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица, слова из песни или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Что приготовить для игры, и как выглядит схема составления синквейна?

Вам понадобятся рабочая поверхность, к примеру стол. Изготовить пирамиду из плотного разноцветного картона, поделить его на пять секторов, к примеру так, а также фишки-пуговицы.

                                1. Тема

                                2. Два прилагательных

                                3. Три глагола

                                4. Предложение

                                5. Ассоциация, синоним

Для начала попробуйте совместно с ребенком и другими членами семьи составить синквейн  по предметной картинке, сказочного героя, обычного предмета или явления по вопросам. Например, начните со сказочного героя Колобка.

- Что (кто) это?

Колобок.

Подберите два слова-признака.

- Какой Колобок?  

Круглый, желтый.

Подберите три слова-действия.

- Что делает Колобок?

Катится, поёт, ушёл.

-Составьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Колобка обманула хитрая лиса.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

-Сказочный персонаж.

Совместно с ребенком отвечая на вопросы, выкатывайте на каждый сектор по соответствующему количеству слов фишки – пуговицы.

ИГРЫ:

Коррекция и совершенствования готового синквейна.

Составьте готовый синквейн и попробуете разобраться с ребенком, все ли здесь правильно?

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Это помогает развивать умение вслушиваться в обращенную речь, думать и быстро подбирать нужные слова. Учит ребенка быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

Синквейн – загадка.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

Эта игра - занятие уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

????

Растет стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной ?????

Дерево.

????

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, сигналит.

Я люблю кататься на ?????

Наземный транспорт.

Следующий вариант по лексической теме, например  «9 Мая»

Что это за день? (9 Мая)

Какой день? ( главный, великий)

Что дает нам этот день? (гордиться, радоваться, праздновать)

Составь предложение (Это самый светлый праздник)

Назови другим словом (День Победы).

Закрепление основ  грамоты.

Что это? (Буква А)

 Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)

Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)

Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).

Назови другим словом. ( Гласный звук)

Что это? (Буква П)

 Буква А какая? ( буква П согласная, буква П глухая)

Что мы можем сделать с буквой П? (Прочитать, написать, смягчить)

Составь предложение с буквой А. ( Буква П «папина» буква).

Назови другим словом. ( Согласный звук)

Заключение

Составление синквейна – это увлекательная и интересная игра.

Деятельность по составлению синквейнов – это источник неиссякаемого творчества и приятное времяпровождение в кругу семьи с пользой:

  • облегчается процесс усвоения понятий и их содержания;
  • расширяется и актуализируется словарный запас;
  • ребенок  учится выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработалась способность к анализу;
  • дети учатся выражать свое мнение, соглашаться или нет с мнением других, договариваться.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по технологии "Синквейн"

Форма проведения: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.Аудитория слушателей и участников: родители подготовительной к школе группы «Сказка», дети.Цель мастер класса:...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии синквейн в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНР"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного образования. Античная поговорка гласит: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает»В современном мире активно происходят процессы м...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с не...