Методическая разработка "Семейный клуб для детей и родителей старших групп «Родители – лучшие друзья» и подготовительных к школе групп «Готовимся к школе»"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Саакян Лариса Марзпетуниевна

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром. В современном сложном и динамичном  обществе возросла напряженность взаимодействия родителей с детьми, выражающаяся со стороны взрослых в увеличении претензий к своим детям, в непонимании чувств и настроения ребенка, в неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в дефиците родительского тепла и ласки. Это в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном развитии детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskayarazrabotka.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  работы с родителями.

Семейный клуб для детей и родителей старших групп «Родители – лучшие друзья» и подготовительных к школе групп «Готовимся к школе»

Автор: Саакян Лариса Марзпетуниевна

Организация: ГБОУ ОДОД №580

Населенный пункт: Санкт-Петербург, Приморский район

Система работы с родителями.

Семейный клуб для детей и родителей старших групп «Родители – лучшие друзья» и подготовительных групп «Готовимся к школе»

I . Пояснительная записка (актуальность).

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром. В современном сложном и динамичном  обществе возросла напряженность взаимодействия родителей с детьми, выражающаяся со стороны взрослых в увеличении претензий к своим детям, в непонимании чувств и настроения ребенка, в неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в дефиците родительского тепла и ласки. Это в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном развитии детей.

Кроме того, родители неохотно идут на контакт со специалистами, негативно реагируют на предлагаемую помощь, нередко игнорируют  консультации специалистов, поскольку зачастую  родители не видят никаких проблем в своих отношениях с детьми.

Как помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях? Как содействовать изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону? Как это сделать в условиях дошкольного учреждения?

С целью преодоления выше перечисленных трудностей в работе с родителями в нашем детском саду было решено объединить усилия специалистов (педагога-психолога, воспитателя, инструктора по физической культуре, учителя – логопеда) с целью гармонизации детско-родительских отношений.

Что следует понимать под «гармоничными детско-родительскими взаимоотношениями»?

Принято выделять когнитивный, социально-бытовой и эмоциональный компоненты детско-родительского взаимодействия. В основе нашей работы лежит эмоциональный компонент. Эмоциональная сторона взаимоотношений родителей с детьми описана в работах психологов А. Адлера, Гордона, Р. Кэмбелла, И.М. Марковской, К. Роджерса, В.В. Столина, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.

Под гармоничными детско-родительскими отношениями мы понимаем следующее:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку – «Люблю ребенка не за что-то, а потому, что он мой ребенок», уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций в семье);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки посредством слова: «У тебя все получится», жеста, теплого прикосновения и др., удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте (мама обнимает, целует, гладит ребенка).

Процесс гармонизации детско-родительских отношений, по нашему мнению предусматривает изменение поведения, деятельности, отношений и установок у родителей по отношению к своему ребенку.

Для того, чтобы помочь осуществить процесс гармонизации детско-родительских отношений, мы решили использовать такую форму работы с семьей, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

На протяжении десятков лет одной из главных функций сотрудничества ДОУ и семьи было информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье (Л.А. Арутюнова, Л.Н. Башлакова, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.К. Котырло, Т.А. Маркова и др.). Сегодня специалисты (Е.П. Арнаутова, Г.А. Балл, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт и др.) предлагают сотрудничать и взаимодействовать с семьей. Сотрудничество заключается не в пропаганде педагогических знаний, которые порой педагогами «навязывались» родителям, а в установлении диалога с семьей ребенка.

II. Организация работы. Одной из главных форм взаимодействия с семьей с целью гармонизации детско-родительских отношений в нашем детском саду стал семейный клуб. Со-ведущими на этапах проведения родительского клуба родителей с детьми являются педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель, инструктор  по физической культуре.

Тесное сотрудничество этих специалистов позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей поскольку:

Во-первых, на такие занятия родители с удовольствием приходят, поскольку есть большое желание заниматься  вместе с ребенком.

Во-вторых, совместная двигательная, познавательная, творческая  деятельность с ребенком раскрепощает родителей.

В-третьих, родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность каждому взрослому оценивать результаты своего воспитания как физического, так и духовного.

В-четвертых, родители знакомятся со здоровьесберегающими техниками, развивающими упражнениями и охотно осваивают то, что  выполняют в паре со своим ребенком.

Таким образом, на таких занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области воспитания и образования  детей. А также в процессе освоения совместных движений, действий с ребенком и с дополнительной помощью педагогов и психолога происходит коррекция сложившихся семейных отношений между родителями детьми.

  1. Количество занятий:

Подготовительные группы (4):

  • Диалог «Готовимся к школе. Первый раз в первый класс со знанием дела»
  • Детско-родительское занятие «Интеллектуальная готовность к школе»
  • Детско-родительское занятие «Речевая готовность к школе»
  • Детско-родительское занятие «Викторина «К школе готов!»

Старшие группы (5):

  • Итоговые детско-родительские адаптационные занятия «Вместе весело играть!»
  • Семинар-практикум «Развитие речи в повседневной жизни»
  • Семинар-практикум «Как повысить работоспособность мозга. Простые упражнения»
  • Детско-родительское занятие «Жалейка» (изготовление народной куклы «Убоженька» (Жалейка) – толерантность)
  • Детско-родительское занятие «Гимнастика вдвоем» или «Психосоматическая гимнастика» (коммуникация)

2. Предварительная работа:

коллективная подготовка педагогов, пригласительные билеты для родителей.

3. Психофизические средства, используемые на занятиях:

подвижные игры, проблемные ситуации и творческие задания, музыкально – ритмические упражнения, психогимнастические этюды, релаксационные упражнения.

4.Наглядно-агитационные средства:

памятки, рекомендации по развитию ребенка, библиотека для родителей  на сайте учреждения  в разделах «Разговор с психологом», «Советы логопеда».

Необходимо отметить, что ценность совместных  занятий родителей с детьми заключается в том, гармонизация отношений между детьми и родителями на них происходит посредством:

  1. установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком в ходе выполнения  упражнений, игровых заданий;
  2. наличия положительных эмоций у ребенка и у взрослого, ощущения радости от совместной деятельности;
  3. организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;
  4. решения проблемных ситуаций.

III  Ожидаемый результат: эмоциональное сближение родителей и детей, установление доверительных отношений специалистов и родителей, увеличение количества родителей, обращающихся за консультациями к специалистам после участия в занятиях, повышение компетенции родителей по некоторым вопросам воспитания и образования детей.

Технологическая карта

для цикла семинаров – практикумов с детьми и родителями

старших групп «Родители – лучшие друзья».

Цель: повышение психолого – педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей, гармонизация детско – родительских отношений.

Задачи:

  1. Удовлетворение важных социальных потребностей детей
  2. Просвещение родителей
  3. Развитие умения соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми
  4. Коррекция нежелательных черт характера и поведения
  5. Создание возможностей для самовыражения
  6. Развитие психических процессов и детско – родительских отношений
  7. Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения

Используемые методы и техники: игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика, народная педагогика, семинар – практикум, беседа, мастер – класс.

Этап

назначение

Содержание этапа

Материалы, оборудование

Время и место проведения, ведущий

1 этап.

Детско-родительское адаптацион-

ное занятие «Вместе весело играть!»

Создание условий для благоприятной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ

Игровое детско – родительское занятие (совместные двигательные, речевые, музыкальные игры).

Музыкальный проигрыватель, пособие «Парашют», легкие пластиковые шары небольшого размера, чудесный мешочек, памятка для родителей, приглашение на последующий семинар

Групповая комната, с 17.00.

Длительность 45 – 55 мин.

Ведущий – педагог-психолог

СЕНТЯБРЬ

2 этап.

Семинар – практикум для родителей «Развитие речи в повседневной жизни»

Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития ребенка.

Семинар-практикум, презентация по теме (демонстрация игрового материала, непосредственное участие в играх по речевому развитию).

Интерактивная доска.

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 40-50 мин.

Ведущий – педагог – психолог, учитель-логопед.

ОКТЯБРЬ

3 этап.

Семинар – практикум для родителей «Как повысить работоспособность мозга? Простые упражнения»

Повышение компетентности родителей по вопросам психолого-педагогической коррекции и развития

Семинар-практикум, презентация по теме (научно-историческая справка, определение уровня развития тонкой моторики рук, роль пальчиковых игр, варианты пальчиковых игр, рекомендации).

Интерактивная доска, демонстрационный материал для пробы упражнений (кинетический песок, шарики для суджок-гимнастики, пуговицы, пробки, карандаши  и др. по содержанию семинара).

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 40-50 мин.

Ведущий – педагог – психолог, учитель-логопед.

НОЯБРЬ

4 этап.

Мастер-класс «Жалейка»

Повышение компетентности родителей по вопросам психолого-педагогической коррекции и развития.

Развитие толерантности

Изготовление народной обрядовой куклы «Жалейка» («Убоженька»)

Расходный материал для изготовления куклы, интерактивная доска

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 30-40 мин.

Ведущий – педагог-психолог, воспитатель.

ЯНВАРЬ

5 этап.

Практикум «Гимнастика вдвоем»

Повышение компетентности родителей по вопросам психолого-педагогической коррекции и развития.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Совместные общеразвивающие, акробатические упражнения, тактильная гимнастика, релаксационные упражнения, подвижные игры  – выполняются в паре взрослый-ребенок

Мягкие спортивные модули, мячи

Физкультурный зал, с 17.00.

Длительность -45-50 мин..

Ведущие-

педагог-психолог, инструктор по физ.воспитанию.

АПРЕЛЬ

Технологическая карта

для цикла семинаров – практикумов с детьми и родителями подготовительных групп «Готовимся к школе».

Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в семье, развивать умение адекватной оценочной деятельности, направленной на позитивное общение с ребенком. Развитие школьно значимых знаний и умений.

Задачи:

1) повысить родительскую компетентность в вопросах подготовки ребенка к школе

2) выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей

3) обучить родителей методам и приемам, развивающим

познавательную и эмоциональную сферу детей

4) активизировать коммуникацию в семье

Используемые методы и техники: игротерапия, диалог, викторина.

этап

назначение

Содержание этапа

Материалы, оборудование

Время и место проведения

1 этап.

Диалог «Готовимся к школе. Первый раз в первый класс со знанием дела».

Просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школе

Рассматриваются вопросы:

-мотивационная готовность

-коммуникативная готовность

-волевая готовность

-интеллектуальная готовность

-физическая готовность

Интерактивная доска, памятки для родителей

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 45-50 мин.

Ведущий – педагог-психолог.

СЕНТЯБРЬ

2 этап.

Раздел «Интеллектуальная готовность к школе» - детско-родительская игра «Лаборатория профессора Ума»

Просвещение родителей по вопросам умственного воспитания; развитие познавательной мотивации, самоконтроля

1-орг. Момент для создания эмоционального настроя

2-основная часть (совместное выполнение заданий, предложенных ведущим)

3-заключительная часть. Подведение итогов.

Интерактивная доска, стимульный и раздаточный материал для игры

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 40-50 мин.

Ведущий-учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог,

воспитатель

НОЯБРЬ

3 этап.

Раздел «Речевая готовность» - детско-родительская игра «

Просвещение родителей по вопросам речевого развития; развитие познавательной мотивации, речевой активности.

1-орг. Момент для создания эмоционального настроя.

2-речевые игры, предложенные ведущим.

3-заключительная часть. Подведение итогов.

Интерактивная доска, стимульный и раздаточный материал для игр

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность – 40-50 мин.

Ведущий – учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель

ФЕВРАЛЬ

4 этап.

Детско-родительская игра-викторина «К школе готов!»

Просвещение родителей, развитие умения адекватной оценочной деятельности.

1-вводная часть. Объяснение правил игры.

2-основная часть. Выполнение заданий по разделам программы за определенно отведенное время (дети и родители)

3-подведение итогов. Награждение.

Интерактивная доска, стол для каждой пары участников, набор стимульных и расходных материалов на каждого ребенка.

Методический кабинет, с 17.00.

Длительность 50-60 мин.

Ведущий – педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель

МАРТ

Список литературы:

  1. Ануфриев  А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М: Ось-89, 2003.
  2.  Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] / И. Л. Арцишевская. - (Серия «Психологическая служба»). - М.: Книголюб, 2005.
  3. Владимирова Н. Арифметика для малышей [Текст] /Н. Владимирова. - М.: АСТРЕСС, 1999.
  4. Волков С. Ю. Арифметика [Текст] / С. Ю. Волков. - М.:Омега, 1998.
  5. Овчарова  Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. - М: ТЦ «Сфера», 1996.
  6. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель, 2005.
  7. Гаврина, С. Е. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму»[Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: РОСМЕН, 2002.
  8. Образцова, Т. Н. Психологические игры для детей [Текст] / Т. Н. Образцова. - М.: ООО «Этрол», 2005.
  9. Широкова Г. А. Практикум детского психолога [Текст] /Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - 2-е изд. - (Серия «Психологический практикум»). - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 7 лет- Киров: ОАО «Дом печати-Вятка»
  11. Интернет-ресурсы: http://podelki-doma.ru/handmade/iz-tkani/kukla-osennyaya-feya#ixzz3YtgiAzBW
  12. Колесникова Е.В.Я решаю логические задачи: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет- М: ТЦ Сфера, 2007
  13. Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе?- Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°. 1999.
  14. М. Н. Попова.  «Навстречу друг другу» психолого-педагогическая технология.
  15. Нагаева Л.Г. Определяем способности ребенка: артист или чемпион? –Спб: изд. Дом «Литера», 2013
  16. Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. – Спб: Речь, 2007
  17. Реан А.А.. Костромина С.Н.Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питер Ком, 1998
  18. Соколова Е.И. Готовимся к школе: Учимся наблюдать, думать и запоминать. Для детей 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический клуб знатоков для детей и родителей, старшей группы. Составила : воспитатель высшей квалификационной категории Минина О.Г. ОО «Познание»

Интеграция областей : «чтение художественной литературы», «безопасность», «физическая культура», «социализация», «художественное творчество», «музыка».Тема : «Наш ласковый и нежный зверь»Цель: Расширя...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Детский - родительский клуб для детей и родителей старшей группы «Зимние забавы»

сценарий детско-родительского клуба, для сплочения детей и родителей группы....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы "Готовим руку дошкольника к письму".

Консультация для родителей подготовительной к школе группы "Готовим руку дошкольника к письму". Игровые упражнения для развития мелкой моторики....

Конспект открытого интегрированного занятия по кружку «Будущий первоклассник» в группе компенсирующей направленности в подготовительной к школе группе "Мы к школе готовы".

Цель:  Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Программные задачи:Развивать у детей интерес и желание к школьному обучению.Расширять словарный запас детей по теме «шко...