Буклет "Кризисы ребенка"
материал

В буклете описаны три возрастных кризиса, которые переживает ребенок в дошкольном детстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_krizisy_rebenka.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном детстве ребенок переживает три возрастных кризиса, меняющих его день ото дня.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ«ПЕРЕЖИТЬ» КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Во время кризиса первого года жизни для родителей малыша начинается не самый приятный период общения с ним. А если ребенок пришел в детский сад, то это почувствуют и воспитатели. Поэтому желательно найти нужную тактику общения с малышом.

- Запаситесь терпением и властвуйте над собой, отвлекая ребенка, переключая его внимание на новые интересные дела.

- Будьте изобретательны.

- Поощряйте его пробу сил и возможностей, но в разумных пределах.

- Определите границы самостоятельности малыша, а не воюйте с ним, лишая ребенка уверенности в себе.

- Необходимо, чтобы самостоятельность ребенка стимулировала его в познании окружающего мира, а не являлась причиной травм и разочарований.

- Запомните, что любопытство не наказуемо, а любознательность – тем более.

- Создайте ребенку безопасное пространство, где он мог бы легко экспериментировать.

- Не раздражайтесь, когда малыш, переполненный аффективными реакциями, кричит и плачет, протестуя словом «нет».

- Не подражайте малышу, захлебываясь, как и он, негативизмом.

- Не атакуйте его бесконечными «нельзя», «не надо», «нет». приказы и запреты лишь подстрекают малыша, чтобы он делал все наоборот.

Запреты уместны лишь тогда, когда действия ребенка угрожают его здоровью или здоровью окружающих его людей.

Однако, что-то запрещая малышу, не забывайте объяснить ему, в связи чем, почему вы это запретили, отчетливо и ясно, доступными ему словами, чтобы он понял все, о чем вы говорите. При разговоре с ним забудьте про нотации.

СИМПТОМЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Во время кризиса трех лет, прежде всего, бросается в глаза негативизм ребенка, превратившего «нет» в одно из любимых слов. Причем его негативизм необъясним – лишь бы перечить взрослому и даже тогда, когда ему это совсем не выгодно. Раз он сам решил, что «нет», значит «нет». и все должны считаться с его мнением. Иначе он заставит это сделать, проявив упрямство.

Действительно, во время кризиса трех лет малыш способен стать упрямым. Упрямством ему можно отстоять свою единственную  «правду», даже тогда, когда она ему уже не дорога. Но если он ее не стоит, то значит – он не на равных со взрослыми людьми. А чем он хуже их? Нет, все должны считаться с ним, как со взрослым.

И все то, что малыш задумал сам, должно быть выполнено им самим, ведь он самостоятельный. А разве можно стать самостоятельным без своеволия? И своеволие ребенка – тоже один из самых важных симптомов кризиса трех лет.

Вообще ребенок в этом возрасте все время протестует против всего, что раньше принимал за норму и не пытался это переделать. Теперь же он хочет показать все свое недовольство этим, перечит «нормам» воспитания, всем воспитательным «нельзя» и «надо», считая, что он сам должен решать, что ему «надо» и «нельзя». И пусть все взрослые твердят, что он «строптивый». В конце концов, он подражает им.

Помимо этого родителей и воспитателей волнует, что неожиданно для всех ребенок на многое вдруг стал смотреть не так, как раньше, меняя свои прежние симпатии и стойкие привязанности. И то, что раньше ему очень нравилось, вдруг стало совершенно безразличным. Он может даже поломать любимую игрушку, а бабушке, балующей его, сказать, что она стала вредной. И это обесценивание прежних ценностей и значимых для ребенка взрослых – тоже один из симптомов кризиса трех лет.

Конечно только этими вышеперечисленными симптомами не всегда ограничиваются изменения в поведении ребенка во время кризиса тех лет. К «семизвездию» возможных кризисных симптомов почти всегда добавляются и протест-бунт против собственных родителей, и стремление к деспотизму единственного ребенка или ревность к своим братьям и сестрам, если у трехлетнего малыша они есть.

КРИЗИС ДЕТЕЙ

7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

К самым главным особенностям кризиса 7-летнего возраста относятся:

- переживания ребенка качественно меняются, приобретая особый смысл, и между этими переживаниями устанавливаются уже новые связи;

- возникает обобщение переживаний, приводящее к логике чувств;

- возникает борьба переживаний;

- появляется истинная самооценка и проявляется самоблюие ребенка. Он сам себе уже дает все установки на успех, даже тогда, когда родители такого от него не требуют и не воспитывают его как перфекциониста.

Родителям и педагогам желательно знать и помнить, что в этот период происходит:

- завершение периода эгоцентризма;

- потеря непосредственности и наивности;

- разграничение внутреннего и внешнего мира ребенка;

- переживания ребенка приобретают особый смысл;

- между переживаниями образуются особые связи;

- возникает обобщение переживаний, приводящее к логике чувств;

- возможна «борьба» переживаний;

- ребенка начинает волновать смысл поступка;

- в это время происходит качественное изменение мышления;

- формируется свое «Я», самооценка;

- появляется желание узнать – какой я?

- проявляется чувство уверенности в себе;

- проявляется самолюбие;

- возможен самоконтроль своих эмоций;

- изменяется поведение ребенка, не всегда бывая естественным;

- возможен симптом «горькой конфеты»;

- изменяется мотивация ребенка – надо учиться;

- появляются предпосылки для выполнения социальной роли ученика;

- появляется кртичное отношение к окружающим детей взрослым и к своим родителям;

- возрастает авторитет педагог.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ

7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Так как этот кризис лишь подчеркивает нормальное развитие ребенка, родителям и педагогам необходимо знать все особенности его проявления и лишний раз не показывать свою власть над детьми, наказывая их:

- за неестественное поведение;

- за критику взрослых;

- за нежелание стать школьником или идти в школу.

А также

- старайтесь не уязвлять самолюбие ребенка;

- не снижайте самооценку таких детей;

- не ревнуйте детей к значимым для них людям;

- объясняйте ребенку всю важность его будущей или настоящей социальной роли ученика;

- помогайте осваивать ему эту роль, проводя своеобразные генеральные репетиции на развиввающих занятиях в группе.

МБДОУ «Детский сад «Пукане»

Разработал:

Педагог-психолог

Данилова С. А.

Ядрин, 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...