Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей
консультация (младшая, средняя группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_fevral_23.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей

(консультация для родителей)

 

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трёх лет:

  1. Хватательные движения.

Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.).

Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками).

Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим.     

  1. Развитие соотносящих действий.

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрёшки и другие подобные игрушки).

  1. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие). Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и чёткими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и во время одевания своей одежды (застёгивание кнопок, пуговиц, молний; во время трудовых поручений (с 3 лет – полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щёткой одежду и др.); в изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование; в играх – одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

Игры и упражнения

1. Резиновая груша (продаётся в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на неё, получается струя воздуха, которой можно сдуть вату или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струёй воздуха вату в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки – пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

2. Разминание пластилина. Перед лепкой ребёнку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

3. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уж потом собирать её. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают её просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому, если вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

4. Упражнения с бумагой.

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния);

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист бумаги и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки;

Важные советы:

- Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, вы должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймёт, что можно рвать всё, что находится вокруг и порвёт книжки или ещё что-то нужное.

- Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

- Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать её на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладываем силуэт – например, домик, солнце, тучка);

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе бумаги. И наклейте на неё кусочки бумаги по сюжету.

5. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так можно сделать картины – мозаики на пластилине. А ещё можно помочь герою игры – например, сделать синюю речку (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

6. Сортировка мелких предметов. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки; или пуговицы разной формы и размера) и попросите вам помочь. Сортировать можно по цвету (если вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусины в третью, камушки в четвёртую, ракушки в пятую). Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль. Надо им в мисочки разделить. И не забывайте о правилах безопасного обращения с мелкими предметами!

7. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

8. Разворачивание завёрнутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернёт бумагу и найдёт подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

9. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

- захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет;

- придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одному предмету;

10. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

11. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать катушки от ниток, кольца от штор, детали конструкторов, кольца от маленьких пирамидок и т.п. 

12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей).

13. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребёнку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона. Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы её найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно. То помогите ему, приподняв страничку.

14. Игры - шнуровки. Пришнуровать яблоко к спине ёжика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки. Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Одевая эту куклу в игре и раздевая её, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

15. Развязывать и завязывать – узелки, бантики. Плести косички, расстёгивать и застёгивать липучки, кнопки, пуговицы, крючки.

16. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте ребёнку волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.п. также полезно заводить ключиком заводные игрушки.

17. Открывать и закрывать баночки. Раскручивать и закручивать крышки. Чтобы было интереснее, спрячьте вовнутрь сюрприз, завернув его в бумагу. Малыш заодно потренируется разворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

18. Прокатывание шариков. Можно катать маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих).

19. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью (затем пальцами, одним пальцем). Покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» - вертеться.

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Пальчиковые народные игры.

Из материалов  сетевого издания

для педагогов и учащихся образовательных учреждений

«Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей

Примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики детей...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей»

ВведениеВ России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как “Ладушки”, “Сорока-белобока” и т. п. После мыт...

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей раннего возраста, использование су-джок терапии.»

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику....