Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей 7-го года жизни
картотека (подготовительная группа)

Мамонтова Елена Валерьевна

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание: по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx907.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

детей 7-го года жизни

Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Они способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития.


Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики

детей 7-го года жизни

Дни недели

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.  

В среду я пекла калач,  

Весь четверг искала мяч,  

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

кулачки трём друг о друга.

кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу.

печём «пирожки».

правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк».

пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки

ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев

машем ладошками к себе

Котёнок

Шёл один я по дорожке,  

Шли со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,

На лапках - острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать !

показываем один пальчик

показывает два пальчик

показываем три пальчика

 хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову

показываем четыре пальчика

царапаем ноготками поверхность того что под рукой

на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков

двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности

Зима

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,  

А еще в снегу валялись.

 Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

загибаем пальчики по одному

имитируем лепку комков,

"крошим хлебушек" всеми пальчиками

ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки

кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

отряхиваем ладошки

производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку

Замок

На двери висит замок  

Кто его открыть бы смог? Потянули,

Покрутили,

Постучали

И – открыли!

руки в замке

пальчики тянем, не разжимая

потянули

вращаем руками

стучим основанием ладоней

руки разжимаются

«Колобок»

Жили – были дед и баба

на поляне у реки
И любили очень - очень на сметане колобки.
Попросил старик старуху:
«Испеки мне колобка».
Бабка тесто замесила
Колобка она слепила.
В печь его поставила
Там его оставила.
Вышел он румян – пригож
И на солнышко похож.

ходьба пальчиками по столу.

(наклоны с вытянутыми руками вперёд).

(имитация замеса теста).

(круговые движения рук).

(вытянуть прямые руки вперёд).

(руки на пояс).

(повороты туловища в стороны).

(поднять руки вверх).

«Теремок»

На полянке теремок
дверь закрыта на замок
Из трубы идет дымок
вокруг терема забор
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
Открывайте, я ваш друг!

(ладошки соединяем домиком)

(пальцы сомкнуты в «замок»)

(сомкнуть пальцы в колечки)

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

(кулачок стучит по ладони)

(Руки развести в стороны)


Графические упражнения для формирования графомоторных навыков

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

  1. Упражнение «Штриховка»

Предложите детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Используя трафареты геометрических фигур, обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не выходя за границы контура. Линии штриховки могут быть разные: прямые, наклонные, волнистые ит. д.

IMG_256


  1. Упражнение «Дорисовывание изображений»

Интересным и полезным упражнением является дорисовывание изображений, где половина предмета уже явно отображает полное изображение.

 

IMG_256IMG_256

  1. Упражнение «Продолжи узор»

На листе бумаги в клетку нарисуйте узор, предложите ребёнку продолжить узор, повторяя элементы в строчку.

IMG_256


  1. Упражнение «Графический диктант»

Нарисуйте изображение по клеточкам. Не показывайте его ребёнку. Диктуйте насколько клеточек и в каком направлении нужно провести линии. При правильном выполнении инструкции, у ребёнка получается изображение, что и у вас.  Можно сначала дать потренироваться ребёнку. Дать картинку для образца. Попросить ребёнка нарисовать такое же изображение, соблюдая количество и направление линий по клеточкам.

IMG_256


  1. Игра «Лабиринты»

Предложите ребёнку пройти лабиринты, достигнув определённой цели. Например, найти собачкам косточку  или добраться искателям до сокровищ.

IMG_256

IMG_256


  1. Игра «Соедини по точкам»

Это увлекательное занятие для детей, которое помогает развивать мелкую моторику, координацию и усидчивость. Основная цель игры – соединить точки на рисунке, чтобы получить изображение.

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей

Примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики детей...

Развитие мелкой моторики детей 2-3 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше у...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством игр"

Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста важнейший вектор развития и подготовки ребёнка к школе.Что такое мелкая моторика-это возможность выполнять руками согласованные действия.Мелкую моторик...

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей»

ВведениеВ России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как “Ладушки”, “Сорока-белобока” и т. п. После мыт...

Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики детей 6-го года жизни

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики детей 7-го года жизни

Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Они способствуют повышению функциональной активности головного ...