Как и для чего читать детям сказки?
консультация (старшая группа)

Верхотурова Ольга Владимировна

Материал поможет родителям заинтересовать детей процессом слушания и чтения литературных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей.

"Как и для чего читать детям сказки"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материалы к консультации для родителей, которыми могут воспользоваться воспитатели всех возрастных групп.
Цель: помочь родителям понять роль русских народных сказок в развитии ребенка.

Ход

 - Здравствуйте уважаемые родители.

 Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о том, как и для чего, читать детям сказки. 
В нашем детском саду было проведено анкетирование среди родителей, по русским народным сказкам. 
Из анализа анкет, многие родители на вопрос: «Хотели бы вы получить помощь со стороны педагогического коллектива?»
Подчеркнули

 – открытые просмотры,
- выставка детской литературы,
- чтение специально рекомендованной литературы. 
 - Таким образом, тема нашей беседы звучит так: «Как и для чего читать детям сказки?»- Какие русские народные сказки вы знаете?
 А вы знаете, что русские народные сказки по тематике и стилистике делятся на 4 группы?
 Может быть, вы знаете на какие? (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные сказки).
Какие русские народные сказки о животных вы знаете? («Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»).
А волшебные русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Хаврошечка»).
Социально-бытовые? 
В социально-бытовых сказках нет ничего чудесного, нет волшебных помощников. Персонажи действуют в знакомой обыденной обстановке. Герои сказок мужик, батрак, солдат побеждает своих врагов благодаря своему уму. 
Докучные сказки - от слова докучать, надоедать. Это шутки, балагурки сказочного характера. (« Жили-были два гуся, вот и сказка вся»).
Скажите, за что дети любят сказки?
В чем ее впечатляющая сила воздействия?
А вот в чем! Все животные лиса, петух, коза, волк взяты из жизни, они разговаривают. Сказки о них носят аллегорический характер, под ним подразумеваются люди. Все это сказочно и привлекает детей.
В волшебных сказках много фантастики, волшебства. Яркая фантастика очаровывает детей, и они верят в невероятное.
Для чего детям читать сказки?
Русские народные сказки являются идеально доступным для ребенка носителем основных моральных этических категорий, менталитете русского народа, а также моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.
А как вы читаете своему ребенку сказки?
Я предлагаю определить этапы работы со сказкой.

1.Прочитайте сказку предварительно.
2.Объясните сложные и непонятные слова, фразеологизмы (либо перед рассказыванием, либо в процессе или после рассказывания).
3.Сказку нужно читать, а лучше рассказывать очень выразительно, передавая речь героев, интонацией голоса, показывая жестом, мимикой их особенности. 
4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.
5.После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков), используя при этом иллюстрации из книги.
6.Расскажите сказку еще раз.

Памятка для родителей

1. С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся.
В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки игрушки с изображением предметов, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером. 
У ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской
литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров
(рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и
направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки,
пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

2. С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. 
Безусловно, ребенку лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).

3. Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. 
Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. 
Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). 
Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты,
активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая
различные эмоциональные состояния героев произведения.

6. Как, часто нужно читать ребенку сказки?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством к действию.
Детская книжка — это не просто развлечение для
ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство
постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. 
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»

Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»...

Методическая разработка "Как и для чего читать детям сказки"

«Как и для чего читать детям сказки?»     В нашем детском саду было поведено анкетирование среди родителей, по русским народным сказкам. Из анализа анкет, многие родители на вопрос...

Методические материалы к консультации для родителей на тему "Как и для чего читать детям сказки"

Методические материалы к консультации для родителей на тему "Как и для чего читать детям сказки"...

Консультация для родителей "Как и для чего читать детям сказки"

В статье рассказывается  как правильно выбирать сказки для своего ребенка и для чего нужно читать сказки....

Консультация для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую....

Консультация для родителей «Как и для чего, читать детям?»

В нашем детском саду было поведено анкетирование среди родителей, по русским народным сказкам. Из анализа анкет, многие родители на вопрос: «Хотели бы вы получить помощь со сторон...