Материалы для родителей
консультация

Чумакова Наталья Геннадьевна

Представлены консультации для родителей на темы музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_obuchenie.docx14.67 КБ
Файл muzyka_i_emotsii.docx20.51 КБ
Microsoft Office document icon perchatochnyy_teatr.doc537.5 КБ
Файл elementarnoe_muzitsirovanie.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое обучение музыке детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

                Малыши очень восприимчивы к различным гармоничным звукам. Они с легкостью могут запомнить простую мелодию и даже воспроизвести ее. Регулярные занятия музыкой с помощью простой игры значительно ускоряют общее развитие малыша, помогают формированию творческого восприятия мира. Для детей до трех лет музыкальные занятия, как и любые другие, проводят в игровой форме, когда у ребенка хорошее настроение и есть желание немного «поиграть». Для того, чтобы обучение проходило максимально эффективно, следует подобрать подходящие для крохи упражнения.

                Для начала, когда ребенок еще очень маленький, можно включать ему классику, которая адаптирована для детского восприятия или народные песни и простые мелодии. Когда малышу исполняется годик, можно приступить и к более серьезным занятиям.

К примеру, «музыкальная разминка» может начинаться с веселой, ритмичной музыки или задорной детской песенки, под которую можно легко потопать ножками, поднять руки вверх, размять пальчики. Из подручных средств – кастрюль, ложек, разных баночек, металлических мисок можно собрать небольшой ансамбль «ударных инструментов». Играть таким образом можно всегда, практически в любое время, кроме сна. Так вы с малышом не только проведете весело свободное время, но и научите ребенка различать звуки по их тональности, высоте, продолжительности звучания. Чтобы кроха научился отличать низкий звук от высокого, следует проиграть или же пропеть одну ноту и попросить ребенка сделать тоже самое. Затем, когда малыш справится с этим заданием, можно усложнить его, пропев несколько звуков в разной тональности по возрастанию или убыванию, с разными интервалами между ними.

Чтобы развить чувство ритма, можно проделать ряд простых упражнений. Для этого предложите малышу громко похлопать в ладоши. Затем мама или папа должны «прохлопать» простую мелодию, которую малыш может повторить. Когда ребенок выполнит это простое задание, можно его немного усложнить.

           Для начала следует предложить крохе громко потопать. А потом взрослый, с помощью притопывания, может «проиграть» ребенку простую мелодию, которую малыш должен повторить. В случае успешного выполнения, задание усложняется. Далее вы демонстрируете малышу мелодию, которая воспроизводится с помощью притопывания и хлопков одновременно и предлагаете ему повторить за вами. После успешного выполнения, можно перейти к «ударным инструментам» или детскому ксилофону, фортепиано.

           Начинать музыкальную игру нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение, он сыт, здоров и настроен на игру. Вы можете проводить простые музыкальные занятия на свежем воздухе или дома. Главное – регулярность обучения. Помните, что малыш до трех лет не способен управлять своим вниманием, он может удержать его не больше, чем на 10-15 минут.

Даже если вы не имеете специального музыкального образования, отчаиваться не нужно. Вы можете легко найти простые детские мелодии, например, в интернете. Для того, чтобы сделать малышу простой ударный инструмент, не нужны особые материалы. Достаточно взять обычную кастрюлю или банку. Под веселую музыку можно делать зарядку, проводить гигиенические процедуры. Особенно малышам нравится музыкальная пальчиковая гимнастика и разные детские танцы. Обучать музыке малыша следует с самого рождения. Тогда ребенок с легкостью будет понимать особый «музыкальный» язык и правильно использовать его. Он научится чувствовать ритм, понимать структуру мелодий. Обучение музыке способно развить не только творческое мышление, но и раскроет другие таланты ребенка.

            А вы уже начали обучать своего малыша музыке?

 Музыкальный руководитель: Н.Г.Чумакова



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА.

Музыкальный руководитель: Н.Г. Чумакова

«Музыка – это лекарство, которое слушают»

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения.

Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают:

- активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий)

- пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.

Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

- преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делам – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Слушание правильно подобранной музыки  с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

• звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

• духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

• музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

• струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

• вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

Музыка должна прослушиваться  дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

• утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

• для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

• пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для свободной деятельности детей:

Бах И. «Прелюдия до мажор»«Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны»«Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»«Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом»«Времена года»«Щелкунчик»

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни:

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин, М. Минков

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола»«Крылатые качели» Ю. Энтин, Г. Гладков

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Боккерини Л.»Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В.»Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П. И. «Вальс цветов»«Зимнее утро»«Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Бетховен Л. «Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь»«Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария»«Серенада»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль перчаточного театра»

Музыкальный руководитель Н.Г.Чумакова

Первый перчаточный театр появился в глубокой древности. И до настоящего времени он популярен среди взрослых и детей. Разве вы никогда не ходили в кукольный театр и не водили туда своих детей?

Почему перчаточный театр популярен?

Театр всегда связан со сказкой, волшебством, музыкой и загадочными звуками. Сколько ярких впечатлений вы получаете после кукольных представлений! Обсуждаете вместе с детьми, вспоминаете о куклах, мечтаете снова пойти туда еще не раз.

Польза перчаточного театра для семьи

А знаете ли вы насколько полезно и даже целебно иметь в своем доме перчаточные куклы? Ведь можно самим устроить волшебные превращения кукол, наполнить комнату музыкой, построить импровизированную сцену из штор и стульев, взмахнуть платочком и окунуться в мир сказки.

На глазах у ребенка сможет ожить лес, птицы и звери заговорят языком человека. Импровизированный кукольный театр поможет малышу чувствовать, переживать, учиться хорошим поступкам и понимать правду жизни. Домашний перчаточный театр может быть настолько выразительным, что с помощью кукол мама в повседневной жизни может справляться с капризами и упрямством ребенка. Никогда не стоит кричать, уходить из комнаты и оставлять малыша одного, когда он начинает вредничать. Попробуйте сами успокоиться, взять перчаточную игрушку и начать ею разбрасывать игрушки, плакать, сидя в углу, хныкать, обижаться, падать на пол, проявлять нежелание кушать или ложиться спать.

Пусть ребенок увидит себя со стороны. Даже не осознавая до конца всего происходящего, он обязательно посмотрит непроизвольно на куклу, постепенно успокоится. Вот тогда можно уже и разговаривать с ребенком, объяснять ему что-то.

Кукла тоже может поговорить по душам с детьми, успокоить их, а потом рассказать о правилах поведения. Она в руках мамы может стать настоящим домашним доктором, хорошим психологом и учителем.

Детям достаточно показать одну перчаточную куклу. Пусть она танцует, огорчается, грустит, сердится. Дети воспринимают куклу как «живого человека». Они могут разговаривать с ней, учить ее, кормить, даже воспитывать хорошие манеры. Надо пользоваться этим. Если непослушный ребенок не хочет слушать родителей, пусть слушает куклу. Только маме при этом необходимо проявлять артистические способности.

Осуществляется эмоциональное и познавательное развитие ребенка. Все дети переживают истории кукол, учатся сотрудничать с другими людьми, узнают новые слова, действия, повадки зверей и поступки людей. 

Изготовление перчаточных кукол достаточно сложный процесс. Поэтому их лучше купить, причем выбирать полезнее, вместе с ребенком. Дайте своему малышу в руки эту куклу. Пусть наденет ее на руку, почувствует, насколько она удобна. Попросите его подвигать пальцами, засунутыми в рукава игрушки. Вначале это будет сделать достаточно трудно. Зато, какая отличная пальчиковая гимнастика предстоит вам обоим. Но начать надо с обычных перчаток. Все гениальное –просто.

Постоянные упражнения и игры настолько укрепят мышцы детской руки, что они свободно будут управлять куклой, а в будущем без трудностей осваивать письмо в первом классе. Способствует перчаточный театр и развитию выразительной речи. Логопеды борются с невнятностью речи у детей с помощью таких упражнений с куклами. Поэтому родители сами смогут помочь своим детям в домашних условиях при несложных случаях.

 Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей  это будет настоящий праздник!



Предварительный просмотр:

«Элементарное и инструментальное музицирование»

      В современной музыкальной методике именно исследование и познание мира через звук имеет большое значение. Видение и создание из простого материала чего-то необычного получает все большее развитие. В данном случае это самые разнообразные бытовые предметы: баночки из-под йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и так далее.

Именно они будут являться участниками изумительного оркестра!

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета; постукивания по нему одним пальцем, всеми пальцами, ладошкой. Различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития ребенка. Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Звучание одного инструмента своеобразно, сочетание с другим пробуждает желание играть еще. Играя с детьми, предлагайте композиции, когда вы будете руководить динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группой, вместе. Очень интересными могут быть шумовые сопровождения к небольшим рассказам и стихам, например А. Барто.

Музыкальные произведения, где шумовые инструменты выступают в роли аккомпанемента подобрать не трудно, но нередко при слушании возникает впечатление тембровой несогласованности. Как быть? Именно детская музыка требует вдумчивого подбора инструментов и их ансамбля при исполнении.

Когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку, что может быть увлекательнее и прекраснее!

Варианты самодельных шумовых инструментов.

1. Шуршунчики.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, картонные трубки или банки из-под чипсов, железные банки из-под кока-колы.

2. Волшебные нити.

Связки из бубенчиков, скорлупы грецких, фисташковых орехов, пуговиц, фасоли; гвозди, подвешенные к чайному ситечку.

3. Волшебные барабаны.

Пластмассовый цветной горшочек прикрыт в несколько слоев фольги и плотной бумаги или плотной бумагой и тканью.

4. Звучащие эспандеры.

Скорлупа грецких орехов или различные колечки, бубенчики, костяшки счетов, пуговицы, нанизанные на резинку; резинка прикреплена к кольцам, чтобы держать ее и растягивать.

                 Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушание, исполнительства, творчества, музыкально-образовательной деятельности.

            Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки, благодаря им ребёнок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследует и познаёт их с помощью выразительных свойств окружающей действительности.

 «Музицирование» (от нем. – заниматься музыкой) – исполнение музыки в домашней обстановке, в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах.  Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на нет.  В дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Именно игра на музыкальных инструментах наилучшим образом способствует развитию музыкальных способностей детей, таких качеств, как внимание, сосредоточенность, целеустремленность, усидчивость.  Одна из форм инструментального музицирования – игра в оркестре.

             Работа с детьми по обучению игре в оркестре имеет определённую последовательность:

  • знакомство с музыкальным произведением на занятии; дети определяют 

  характер музыки, жанр, темп, осваивают ритмический рисунок (прохлопывают

  его, отстукивают на различных ударных инструментах, проговаривают на

  различные слоги),определяют движение мелодии;

  • индивидуальные занятия с детьми, в ходе которых они осваивают

  свою партию на каком-либо из музыкальных инструментов; при этом

  учитывается желание детей в выборе инструмента, а также уровень их 

  музыкальных способностей.

  • исполнение партий ансамблем с различными группами инструментов;

  дети учатся играть слаженно, без ошибок;

  • на занятии ведётся работа над совместным исполнением всего музыкального   произведения.

Принципиальное условие в работе – играют все! Дети знают партии всех инструментов и могут заменить друг друга: у ребёнка нет навсегда «закреплённого» за ним музыкального инструмента. Лишь перед выступлением на празднике, развлечении или перед гостями договариваемся с детьми, кто, на чем будет играть.

 Музыкальный репертуар для исполнения на инструментах отличается художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов, народной музыки, детских песен, самых разнообразных по характеру, жанрам, тематике.

       Исходя из характера музыкального произведения или детской песни, зная некоторые правила инструментовки, нетрудно определить состав оркестра, последовательность звучания инструментов, а также каким из них поручить различные элементы фактуры (ритмический рисунок, мелодию, акценты и др.).

 Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми мир звуковых красок, развивает интерес к инструментальному музицированию, творчеству, оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

Музыкальный руководитель: Н.Г.Чумакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...