Консультация для родителей «Что такое инициатива у детей дошкольного возраста?»
консультация (старшая группа)

Дьяченко Марина Яновна

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tehnologii_razvitie_initsiativy.docx128.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультация для родителей

«ЧТО ТАКОЕ ИНИЦИАТИВА

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?»

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» сформулирован социальный заказ государства в системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

      Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.

     Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, 

хотя эти понятия очень близкие.

         Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс.

         Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

          Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

         Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

                          Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

 познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

                                                                                                                                 Направления и способы поддержки детской инициативы в работе педагога: уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

 поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

 обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата); проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

косвенная (не директивная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.); личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.); предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

 обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

 поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

 устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

 проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

 обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

 поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной                                      
  • мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

 поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

 привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация для воспитателей «Что такое ОНР у детей дошкольного возраста?»

У дошкольников с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»...

Консультация для родителей "Что такое диспраксия у детей: как проявляется и что с этим делать?"

В консультации рассматриваются основные симптомы и виды диспраксии у детей дошкольного возраста. Вы так же узнаете о причинах возникновения диспраксии, способах ее распознавания у ребенка. Познакомите...