Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»
консультация (средняя группа)

Ямолкина Зоя Николаевна

Консултация для родителей о развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_znach.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Теремок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

Ямолкина Зоя Николаевна,

воспитатель средней группы

квалификационная категория: первая

стаж: 26 лет

МДОУ д/с №4 «Теремок»

г. Козьмодемьянск

   

г. Козьмодемьянск

2021

Цель: пополнение  знания родителей о значении театрализованной деятельности для развития речи ребенка, возрождение домашнего театра.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной

из актуальных проблем на сегодняшний день.

Что же такое речь?  Речь — это важнейшая психическая функция

человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

 Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.  Нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. 

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее

На что направлена театрализованная деятельность?

  • на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
  • на развитие фантазии;
  • на формирование волевых качеств;
  • на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.

Театрализованная игра

  • стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формирует диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь.

Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый театр: 

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;  
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.  Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф:

  • развивают творческие способности,
  • содействуют эстетическому воспитанию,
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Вязаный театр:

  • развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр:

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топотушки:

  • помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; Знакомит с народным творчеством;
  • обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке:

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

 Игра – драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельости. Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация.            Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют  впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Литература:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -  156 с.
  2. Кофман Н. С.  Приобщение дошкольников к театрально- игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Н.С. Кофман. – М.: Просвещение, 2013. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" (из опыта работы)

 Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со с...

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...