Как отвечать на детские вопросы.
методическая разработка

Селезнева Елена Николаевна

Консультация для родителейи "Как отвечать на детские вопросы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_voprosy.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Примерно в возрасте трех лет, когда система мозга начинает активно работать, дети начинают задавать массу интересующих их вопросов. В ожидании ответа малыш терроризирует буквально всех: родителей, воспитателей, бабушек и дедушек. Здоровый интерес ко  всему  на свете — это достаточно важный этап в жизни ребенка. Детям очень важно получать на них ответы, удовлетворять любопытство и расширять, таким образом, свой запас знаний. Иногда самый трудный шаг для нас, взрослых, правильно растолковать значение того или иного предмета или явления.

Почему ребенок спрашивает о том, что знает?

Ему нравится убеждаться в правильности собственных знаний. Он, зная правильный ответ, хочет получить его от вас — вы же «всезнайка», вы взрослый, вам хорошо — знаете обо всем на свете.

Почему ребенок по многу раз спрашивает об одном и том же? Он еще не так хорошо умеет формулировать, а ему хочется выяснить как можно больше подробностей и нюансов. Более того, ребенок видит мир иначе. Его восприятие, с одной стороны, не может охватить панораму или перспективу (в этом оно проигрывает восприятию взрослых), с другой стороны, видит малейшие изменения в динамике, не заметные для нас детали и то, на что мы вообще не обращаем внимания. Для ребенка всякое изменение в пространстве может быть связано с изменением самого предмета! А взрослый-то в это время видит одно и то же! Для ребенка же каждое изменение значимо и заметно!

Еще причина — ребенку просто нужно с вами поговорить. Если задать вам вопрос — точно получишь внимание. Хороший способ.

Как отвечать на детские вопросы

Отвечать на детские вопросы нужно с удовольствием - и это главное! Не обязательно на них отвечать умно: скорее всего, интеллектуальную глубину ответов ваш ребенок не вполне оценит, а если вы ответите понятно и так, что ребенку станет весело - вы ответили прекрасно.

Правда, не бойтесь своих примитивных ответов. Ребенку 4 года, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живет в гнезде!» И если ребенок вас спрашивает, "А какой это поезд?", не очевидно, что вам нужно отвечать "Пассажирский" и объяснять, что это такое. Возможно, самый лучший ответ будет: "Посмотри, это поезд - синий!"

Детям хочется общаться, а не слышать обязательно что-то умное, поэтому и вы отвечайте детям на их языке, без зауми. Помните старый анекдот? Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет? - Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.

Наступает длительная пауза. - Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Конечно, очень хочется, чтобы разговор был не просто обмен пустыми словами, но для этого лучше перехватывать инициативу и не ждать вопросов ребенка, а спрашивать самим: про то, что интересно вам и будет развивающим для ребенка. Управляйте его вниманием. Спрашивайте не про «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного узнал, увидел?», и это уже будет ваш вклад в развитие ребенка. Чтобы научиться смотреть на мир глазами ребенка, не ждите вопросов, а сами чаще расспрашивайте, как он что понимает.

Откуда берется снег зимой? Куда исчезают лужи после дождя? Почему большие яблоки плавают, а маленькая смородина тонет - посмотри!

В помощь: детские энциклопедии с картинками и не отвечайте на вопросы, с которыми он справится сам. Чаще спрашивайте «А ты сам как думаешь?» и подводите к ответу. Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его мы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Если вопросы ребенка раздражают, отвечайте ему веселой глупостью: он возразит умностью и вы посмеетесь вместе. Возможно, малыш просто скучает, ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то нас «зацепить». Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Чтобы чистой была». «Зачем, чтобы чистой была?» «Чтобы есть из нее было приятно». «Зачем, чтобы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим  и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как  думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

А теперь давайте рассмотрим требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.

Малыш рано начинает понимать, что воспитатель, папа, мама, бабушка, дедушка по – разному относятся к его вопросам. Чащи он обращается к тому, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда  вытекает требование, уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он об о всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка сообщения, сведение, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

 Рассмотрим несколько примеров:

Дети рассматривают  иллюстрированную  книгу о зоопарке. Возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?».

 Послушайте, какой разговор состоялся между воспитателем и детьми, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ребенка к самостоятельному поиску ответа.

  • Вспомните, где живут львы на воле?
  • В пустыне.
  • Как вы думаете, что такое – пустыня?
  • В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.
  • Какого цвета песок?
  • Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.
  • Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще, каких животных вы знаете, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?
  • У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.
  • А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?
  • Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.
  • Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого - нибудь нападают, как лев в пустыне?
  • Нет, они сами прячутся от врагов.
  • Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?
  • Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

Дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к  знанию и уточнению своих представлений.

     Находясь на прогулке, пятилетний Петя увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Педагог  не знала, как она называется, но предложила ребенку  внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «В группе  мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Ребенок  понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на  крыльях у не много черных точек. В группе (дома) вместе они долго рассматривали изображенных  в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Педагог  спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».

  Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среда которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

  Пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой  в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии поможет ему в изучении ботаники в школе.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задачи– вовлечь в них ребенка.

Ни один детский вопрос нельзя оставлять без ответа.

Детские вопросы - это путь к пониманию ребенка и возможность стать ему не только хорошим педагогом, но и лучшим другом.

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Памятка для родителей на тему     

 «Как отвечать на детские вопросы?».

 

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную  деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте  чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Как отвечать на детские вопросы

Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно поре...

Как отвечать на детские вопросы?

Статья размещена в родительском уголке....

"Как отвечать на детские вопросы"

Выступление:" Как отвечать на детские вопросы"...

Памятка для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы".

Вооружить родителей умениями правильно отвечать на вопросы детей....

как отвечать на детские вопросы

советы для родителей...

Как отвечать на детские вопросы

Памятка для родителей....