Родительское собрание «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».
консультация (младшая группа)

Марина Ивановна Орехова

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.

Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая  помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника».

Подготовила воспитатель

Второй младшей группы

Орехова Марина Ивановна

с.Нарышкино, 2021г

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.

Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая  помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Цель:

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

-формировать умение общаться с детьми.

Предшествующая работа:

1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».

2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.

3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» .

Ход собрания.

Добрый день, уважаемые родители.  Я всегда рада видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами: «Детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности

дошкольного развития ребенка»

(Н.Н.Поддьяков)

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Ребёнок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование даёт возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

Формы экспериментирования могут быть различными:

  • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
  • самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

  • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
  • сформировать интерес к исследованию природы;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
  • стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;

Применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности;
  • исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности

отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;

  • знания детей о неживой природе.

В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет: пластмассовая игрушка; камешек; губка; металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?» морская соль; мыло; шампунь.

Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет: соль; рис; сахар; мед; сода; мука.
  • Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

          и добавьте уксус.

  • Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности.

-Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой.

 (родители совещаются и отвечают)

В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов.

-Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения ,  поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.

В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.

Свое выступление хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"...

Консультация для родителей «Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»

laquo;Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»...

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»...

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника...

Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго....

Тема родительского собрания «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей»

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, т...