Мастер-класс «Звуко-буквенный анализ слова».
методическая разработка (подготовительная группа)

Синькова Светлана Юрьевна

Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильной помощи в проведении специальных игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterklass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: научить выполнять звуковой анализ слова.

Задачи:

● Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

● Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

● Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

● Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильной помощи в проведении специальных игровых упражнений.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон.

Раздаточный материал: пособие «Паровозик», серые фишки, сигнальные кружки 2-х цветов: синие и зелёные, пеналы и карточки для выполнения звукового анализа слов, карандаши 4-х цветов, чистые листы бумаги, звуковой кубик.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.

-Здравствуйте, рада видеть вас на мастер-классе, который называется «Звуко-буквенный анализ слова». Я предлагаю вам поиграть в игру «Звуковой кубик». (Звучит музыка. Родители по кругу передают кубик. Когда музыка останавливается, тот, у кого остановился куб, бросает его и произносит звук, который может издавать тот предмет, который изображён на грани).

- В жизни нас окружает множество звуков. Это звуки окружающего мира. Но есть ещё звуки речи. Как вы думаете, что это такое? (ответы родителей)

- Скоро наши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленно расчленять слова на составляющие его звуки, говоря научным термином, фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, твёрдые или мягкие, установление их количества и последовательности).

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении  звукового анализа слов.

2. Теоретическая часть:

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.

Чем звуки отличаются от букв? (варианты ответов)

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

- Сегодня мы поговорим о звуках устной речи. (Слайд 2, щелчок1)

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными. (Слайд 2, щелчок2, 3)

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. 

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

 Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

Итак, запоминаем главное, если нет преграды при произнесении звука, то это…. (звук гласный), если встречается преграда, то это звук … (согласный).

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (Слайд 2, щелчок 4,5)

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обратите внимание на звуковую ленту. (Показ звуковой ленты). Слайд 3

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

3. Практическая часть:

  КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

       Начинаем с обучение детей с выполнения простых форм звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук. На начальном этапе мы играем в игры, развивающие слуховое внимание, фонематический слух. Давайте и с вами поиграем.

Игра «Поймай звук».   Задача: развивать слуховое внимание,  фонематический слух.

- Я буду называть слова, в которых есть заданный звук и в которых нет этого звука, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали заданный звук. Звук [г] Слова: град, валенок, гусь, игрок, зима, глобус ,картина, пирог, загар, гора, огород, зарок, герой, губы.

 Игра «Звуковой поезд».   Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

 Посмотрите на вагончики. В них три окошечка. Если заданный звук стоит  в начале слова – помещаем фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – ставим фишку в последнее окошко.  Если в середине слова –фишка разместится в среднем окне вагончика.

          (звук [с] слова: сова, основа, сон, ослик, паровоз, солнце, снегопад).

Игра в парах. Сначала один игрок называет слова, а другой размещает фишки. (Звук [к]), затем меняются (звук [б]). 

Игра «Светофорчик».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

  Я буду называть звук, слог или слово, а вы поднимаете синий или зеленый сигнал, услышав заданный звук. ( Звук [з], [з´] Слова: з, з', зю, за, зи, зонт, зима, звонок, азбука, мурзилка, звук, зяблик, воздух, везёт ).

Далее обучаем ребёнка выполнять более сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

   Звуковой анализ выполняется следующим образом. (Слайд 4)

Практическое задание:(половина родителей делают зарисовку, а половина работают с фишками) Возьмите пеналы с цветными фишками. Цветные карандаши и чистые листы бумаги. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ: (Слайд 5, щелчок 1)

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком. (Слайд 5, щелчок 2)

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О – он гласный, ударный – обозначим его красным квадратиком. (Слайд 5, щелчок3)

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком. . (Слайд 5, щелчок4)

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О

Назовем звуки по порядку: Д О М.

      Звуковой анализ слова, а какого слова, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

ЗИМА (Слайд 6, щелчок 1)

 - Сколько  звуков в слове зима?

- Выделим голосом первый звук:

Ззь –има, первый звук Зь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко) (Слайд 6, щелчок 2)

         - Выделим голосом второй звук –з-иии-ма, второй звук И, он гласный, безударный, бозначим его красным квадратиком. (Слайд 6, щелчок 3)

- Выделим голосом третий звук –зи-мм-а, третий звук М, он согласный, твёрдый, обозначим его синим квадратиком. (Слайд 6, щелчок 4)

- Выделим голосом третий звук –зим-ааа, четвёртый звук А, он гласный, ударный, обозначим красным квадратиком с обозначением ударного звука. (Слайд 6, щелчок 5)

В слове зима 4 звука: 2 согласных и 2 гласных. Согласные Зь и М. Гласные И и А. Назовем звуки по порядку Зь, И, М, А..

(Слайд 7) При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа.

     Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е ,Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д ,Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, так как  в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа. (например: яблоко, ёжик, нож, год, юла)

  Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть наши дети от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

4. Рефлексия.

Возможно и вы сегодня сделали для себя своё маленькое открытие.

- Что вы чувствовали при выполнении звукового анализа?

- Что у вас вызвало затруднение?

- Как вы думаете, легко ли вашему ребёнку проводить звуковой анализ слова?

- Готовы ли вы применить полученные знания по выполнению звукового анализа слов со своим ребёнком?

Итог: поэтому в наших силах помочь им услышать и понять этот мир речевых звуков, закрепить полученные в детском саду знания. (Раздача буклетов-памяток)

 Большое спасибо за внимание!

        

Придлжение

Игра «Поймай звук»

Звук [г] Слова: град, валенок, гусь,

 игрок, зима, глобус, картина, пирог,

 загар, гора, огород, зарок, герой, губы.

Игра «Звуковой поезд».  

  звук [с] слова: сова, основа, сон, ослик,

 паровоз, солнце, снегопад.

Игра в парах. Сначала один игрок придумывает

слова, а другой размещает фишки. (Звук [к]),

затем меняются (звук [б]). 

Игра «Светофорчик».   

( Звук [з], [з´] Слова: з, з', зю, за, зи, зонт,

 зима, звонок, азбука, мурзилка, звук,

 зяблик, воздух, везёт.

Загадка

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".

Педагогами представлены практические приемы по формированию фонематического восприятия. В мастер-классе предложена система работы с гласными звуками....

Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".

Педагогами представлен практический материал по формированию фонематическоо восприятия.Нами предложена система работы   с гласными звуками....

мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "

Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу  содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов....

Мастер класс " Мы со звуками играем, слово к слову подбираем"

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....