"Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка "
статья

Соловьёва Ольга Анатольевна
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_i_razvitii_rebenka.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.
Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. 

Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, реализовать через функции:
- развитие интересов ребенка;
- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
- формирование семейных отношений;

Основные задачи работы с родителями:
- создать атмосферу взаимопонимания,
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
- развивать и воспитывать детей,
- использовать с родителями различные формы сотрудничества.


Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,
2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,
3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,
5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.


Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы.

  Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
          Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями  воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Педагоги  и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
           Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
           Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1)    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2)    Повышением педагогической культуры родителей.
3)    Вовлечение родителей в деятельность  ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1)    Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2)    Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3)    Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4)    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5)    Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является:
1)    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2)    Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3)    Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4)    Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5)    Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка.

                        У большинства из нас детство связано с люб...

Нетрадиционная форма родительского собрания "Делова игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка".

В помощь воспитателям предлагаю конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Деловая игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка"....

Роль семьи в коррекции речевого развития ребёнка

  Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание и письмо), является постоянным спутником человека.Нарушение речи влияет на личностные особенности человека; у ре...

Консультация для родителей "Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка"

рекомендациии о важности семьи в воспитании детей...

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии».

Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии»....

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка

Семья-это главный институт воспитания, который играет важную роль в социализации ребенка.Именно семья определяет главные жизненные ценности ребенка и способствует его социализации....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании и образовании ребёнка»

Рождаясь, ребенок оказывается в определенной семье, через которую начинает свой путь вхождения в социальный мир. Близкие ребёнку люди становятся его проводниками в мире, от них зависит избираемы...