Художественная литература по воспитанию и развитию детей
консультация

Рекомендации по литературе для родителей по воспитанию и развитию детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi_roditelyam.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Эти книги не загружены теорией и скучной научной информацией. Наоборот — они содержат много практических  рекомендаций, примеров, заданий и историй из личного опыта авторов. Прочтите хотя бы одну книгу из этого списка, и вы прольете свет на многие трудности в отношениях с вашим ребенком!

 «ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?» И «ПРОДОЛЖАЕМ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. ТАК?» ЮЛИЯ ГИППЕНРЕЙТЕР

Родители часто ты не знают как правильно вести с ребенком. Обычно используется модель, которую родители видели в своем детстве. Эти книги позволят проверить себя в правильности выбранного и принятого решения.

Автор учит СЛУШАТЬ своего ребенка. Книга написана очень простым языком, она полностью состоит из практических советов, примеров из жизни и рекомендаций по улучшению отношений в семье.

Все психологи твердят, что главное условие успешных отношений не только с детьми, но и в паре, — безусловное принятие. Но как этого достичь? Юлия Гиппенрейтер учит этому в своих книгах. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. К сожалению, условное и оценочное отношение к человеку — основа нашего общества.

Родители в большинстве своем по-прежнему верят, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Но ведь воспитание ребенка — это не дрессировка. Родители существуют не для того, что вырабатывать у детей условные рефлексы. Даже если ваши дети уже выросли, эта книга поможет выстроить с ними гармоничные отношения.

«ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО» МАСАРУ ИБУКА

Несколько тезисов:— Заниматься с ребенком нужно как можно раньше— Каждый ребёнок может учиться хорошо— Структуры мозга формируются к трём годам

«Азбука для родителей» Аллан Фромм

Книга написана одним из ведущих специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии. Автор создал эту книгу специально для людей, которые воспитывают детей в гуманном направлении. Ребенок рождается, и с самого первого дня у нас возникает множество вопросов. Как не избаловать? Как бороться с детскими страхами? Что делать, если ребенок говорит неправду? Как быстро уложить спать? Нужно ли наказывать детей, и как при этом не подавить их личность? Можно прочесть сотни пособий, но так и не найти конкретного ответа. Но он есть в «Азбуке для родителей Здравый смысл, доверие к ребенку, любовь, конкретные советы на все случаи жизни, простая и доступная форма, юмор – вот отличительные черты этой книги, а ее основная цель – научить родителей любить и уважать детей.

АМОНАШВИЛИ ШАЛВА  «КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

Книга учит любить ребенка постоянно, всей душой, сильно, с чувством глубокой ответственности, заботиться о них, учить жизни и т.п.

Советы по воспитанию:

  1. Дети рождаются априори добрыми, малыши не имеют злых намерений. Но очень легко и быстро мы можем навязать им плохие привычки…
  2. Любовь и забота родителей должны стимулировать развитие способностей и духа ребенка, а не подавлять его.
  3. Воспитание ребенка только тогда будет эффективным и полным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного. Уделяйте много внимания духовному, разговаривая и воспитывая ребенка.
  4. Для ребенка самым важным является любовь и ласка мамы. Забота и любовь родителей подготавливают малыша к разнообразным сложностям, которые периодически возникают в жизни. Атмосфера, которая царит в доме, где растет ребенок, имеет свое влияние на всю жизнь малыша.
  5. Ребенок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное не запрещать ему, а переключать внимание на что-либо более полезное, безопасное, привлекательное.
  6. Все основные знания о мире дети получают в первые 5 лет жизни. Наша задача показать ребенку удивительность и безграничность окружающего мира.
  7. Ребенку нельзя лгать, грубить и насмехаться над ним!
  8. Чтобы развивать ребенка достаточно просто привлекать его ко всем делам, которые выполняете вы, только в посильной для него форме.
  9. Учите ребенка быть внимательным и наблюдательным. Это поможет ему познавать мир во всей его красоте и полноте. Учите видеть позитив везде и всюду, учите видеть прекрасное во всем.
  10. Грубость и жестокость недопустимы в обращении с ребенком. Дети становятся жестокими только после того, как столкнутся с жестоким обращением.

«КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА» ЯНУШ КОРЧАК.Я. КОРЧАК

Врач, педагог, писатель, Я. Корчак изложил в этой книге всю суть своего подхода к воспитанию. А именно, воспитание на основе уважения к личности ребенка, безоценочное, бескорыстное. Эта книга о принятии своего ребенка таким, какой он есть. О полном принятии своей судьбы. Об искренней материнской любви. О невыносимой хрупкости жизни. В ней мало конкретных советов, но много непростых вопросов, над которыми необходимо задуматься. Честная, выстраданная книга очень хорошего воспитателя, врача, человека.

Цитата из книги: «…материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение… Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то — самые ценные». Родители, больше доверяйте себе!

 «МОЙ МЕТОД» М. МОНТЕССОРИ 

Автор книги активно продвигает идею, что ребенок имеет право на активную деятельность в процессе познания окружающего мира. Книга содержит множество приемов и методов педагогической работы с детьми индивидуально и в группе. Отдельное место занимает тема физических упражнений , а также о необходимости “работы” в огороде и саду для развития ребенка.

«5 МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ» МИХАИЛ ЛИТВАК

Признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвященных теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге — сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, все, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребенок. Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, не за что»,  как нам всем, наконец, научиться любить друг друга? Искренно, нежно.

«100 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ» МАХОВСКАЯ О.

Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить, собраны в этой книге. Как стать ребенку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдете не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки. И все это от Ольги Маховской — автора книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».

«ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАТЬ – ПОМОГИТЕ ИМ РАСТИ» НЕКРАСОВЫ ЗАРЯНА И НИНА

Очень легкая, но одновременно полна научной информации книга для уставших, стремящихся быть идеальными, родителей. Авторы советуют прекратить воспитание и просто дружить и любить ребенка таким образом “помогая ему расти”. Автор показывает нам мир так, как его видят дети.

 «Что нужно чтобы жить дружно» Некрасовы Заряна и Нина

В этой книге продвигаются идеи добра и взаимопонимания между родителями и детьми. Также делается акцент на важности традиций в жизни семьи. Именно они помогут создать особую атмосферу, наладить общение с ребенком, сделать обычный день настоящим праздником!

«ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»  Г.МОНИНА И Е.ЛЮТОВА

Она разделена на три части:

  • в первой раскрываются основные возрастные особенности маленьких детей (речь идет о раннем возрасте),
  • во второй — подборка авторских игр для родителей и детей,
  • в третьей (самой, на мой взгляд, ценной) — советы родителям из цикла «что делать, если…».

И приводятся конкретные практические рекомендации, без «воды», что иногда очень нужно родителям.

«ЕСЛИ С РЕБЕНКОМ ТРУДНО» Л. ПЕТРАНОВСКАЯ

Позиционируется как книга для родителей детей и подростков с особенностями поведения, однако приведенные особенности встречаются у каждого второго ребенка. Есть практические советы, рассматриваются конкретные ситуации и их разбор, то, что не на поверхности, но имеет такое большое значение. Думаю, эта и подобные книги полезны для родителей любых детей, ведь если с ребенком трудно, подчас дело совсем не в ребенке, а в родителях.

«ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ  СТРАХИ У ДЕТЕЙ» А.И. ЗАХАРОВ

Эта книга не является книгой о воспитании, она более узко специализирована. Поскольку разные страхи сопровождают детей в любом возрасте, и одна из родительских задач помочь их преодолеть – уверена, что эта книга окажется полезной.

«ПОНЯТЬ РЕБЕНКА» Е. МУРАШОВА

Автор, раскрывает проблемы воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. В каждой главе обсуждается одна из проблем возраста и добавляется (подробно!) реальный случай из практики, плюс научно-популярное изложение всего, что касается данной тематики.

Не занудно, не поучающе и без нотаций автор дает необходимую пищу для размышления, внося неоценимый вклад в психологическую грамотность родителей.

«КНИГА ДЛЯ НЕИДЕАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ ЖИЗНЬ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ» МЛОДИК ИРИНА

Почему «неидеальных»? Да потому, что все мы живые и совершенно неидеальные. Эта книга не о воспитании как таковом, а о том, как растить детей счастливыми, любя их. Она о том, как важно родителям понимать и принимать свои чувства (тревогу, стыд, родительскую вину, раздражение) и чувства своих детей ( страхи, горе, злость, радость), как быть с желаниями детей и проявлять родительскую власть без насилия. Именно это позволяет растить детей с любовью и не воспринимать воспитание как тяжкий труд.

«ЛАНДШАФТ ДЕТСКОЙ ДУШИ» ДЖОН АЛЛАН 

Она учит родителей понимать своего ребенка, распознавать то, что с ним происходит, по детским рисункам. В ней описана шикарная визуализация «Розовый куст», которая помогает как детям, так и взрослым проработать негативные эмоции и обрести ресурсы жизнестойкости.

«ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»  КОЛЛЕКТИВ  АВТОРОВ

В книге можно отыскать ответы очень известных психологов на самые распространенные вопросы родителей. Вместе с этой книгой можно стать умной мамой и любознательным психологом.

Название вполне отвечает характеру книги. Авторы шаг за шагом разбирают основные психологические знания, касающиеся семьи: ее создание, рождение ребенка, дошкольник, школьник, отрочество и юность. «Каждая глава состоит из двух разделов.  Первый раздел — это рассказ о важнейших психологических особенностях каждого периода в жизни семьи. А второй — психологическая консультация, ответы на наиболее типичные, часто встречающиеся в психологической практике вопросы и затруднения родителей».

«Читая книгу, вы обратите внимание на то, что ярче всего в ней прописана тема общения, взаимоотношений людей. И это закономерно, поскольку чрезвычайно важно для развития внутреннего мира, для становления личности дошкольника и школьника. Так же очень ярко и выпукло в книге заявляет себя мысль: личность формируется личностью. Да, игра, учение, труд важны. Да, конечно, существеннейшими факторами, определяющими складывающееся ядро личности ребенка — его убеждения, потребности и интересы, его способности и характер, являются семья, группа детсада, школьный класс, но духовный потенциал матери, отца, учителя ребенка оказывает все-таки сильнейшее влияние на то, какой будет эта личность».

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПЯТИ ЛЕТ» ПЕНЕЛОПА ЛИЧ

Рассказывается нежно, с любовью, а также деликатно — профессионально  о потребностях, поведении ребенка. Книга поможет вам уметь по-настоящему общаться друг с другом. В общении с автором вы получите поддержку в том, как научиться доверять своим инстинктам воспитания, а также книга помогает создать первое, базовое доверие между вами и ребенком.

«СПИТЕ СПОКОЙНО» (FATE LA NANNA) ЭДУАРД ЭСТВИЛЬ

Пересказ Полины Гельфрейх. Советы, как вернуть себе власть и контроль над ребенком в плане засыпания, легко переносятся и на другие сферы воспитания детей. Как часто я встречаю родителей, которые подвержены иллюзии собственной беспомощности перед капризами ребенка. Увы, часто от собственного бессилия они находят единственный путь в применении побоев по отношению к детям. Бить детей категорически нельзя никогда. Есть другие способы воспитания, которые намного эффективнее и не имеют такого разрушающего влияния на психику ребенка, как телесные наказания.

«ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ» МАРИЯ МОНТЕССОРИ 

Книга итальянского психолога Марии Монтессори предлагает уникальные подходы к воспитанию детей, пользующиеся большой популярностью во всем мире. Еще в начале прошлого века этим ученым была создана специальная педагогическая система, последователи которой основали к концу 20 века тысячи школ по всему миру. Она направлена на то, чтобы ребенок нашел свой путь, проявил индивидуальность.

Мария Монтессори — представитель идей свободного воспитания, педагогического течения, появившегося на рубеже 19-20 вв.

Главная мысль книги состоит в том, что ребенку необходимо предоставить свободу действий и самовыражения, поэтому взрослым нежелательно вмешиваться в занятия и игры.

«КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ» РОСС КЭМПБЕЛЛ 

Обладатель премии «Золотой медальон» за пособие о воспитании подростков создал и общий труд о детях, который неизменно входит в топ книг по воспитанию детей.

«Как на самом деле любить детей» — это тоже проверенная временем книга, впервые переведенная на русский язык еще в 1992 году. В ней внимание акцентируется на любви, способной, как известно, творить чудеса. Основание хороших отношений с ребенком — искренняя, безусловная любовь, без которой нельзя достичь полного доверия и взаимопонимания, решить эмоциональные проблемы и научить ребенка слушаться и уважать родителей.

«МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ» АНАТОЛИЙ НЕКРАСОВ

Эта книга очень трезвит молодых мам. Автор говорит о том, что материнская любовь, к сожалению, может не только «исцелять», но и ранить и душить человека. Как этого не допустить? Книга поможет маме понять, что главное в жизни, как сохранить баланс в семье, в отношениях и в любви.

Цитаты из книги: «В конце концов, материнство стало главным предназначением женщины, а женственность, любовь к мужчине, создание пары — всё это отодвигается в тень материнства, всё это становится как бы второстепенным».

«С детства девочке внушают, что она должна стать матерью! Вокруг она видит именно такую жизнь, и общество навязывает ей именно такой смысл жизни. И никто ей не подскажет, что она приходит в эту жизнь, чтобы любить! Любить себя, людей, мужчин, Землю, жизнь, а материнство может быть при этом, если она захочет, как следствие этой любви. Именно как следствие, а не как главная цель жизни!»

«Главная цель семьи не рождение детей, а раскрытие себя в тесном взаимодействии мужчины и женщины, в условиях совместного проживания».

«По настоящему дети уважают и любят тех родителей, которые уважают и любят друг друга и показывают пример долгой и счастливой жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

В статье говорится о правильном подборе книг. Что предпочтительнее читать детям, какие жанры выбирать....

Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»

Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....

"Роль художественной литературы в воспитании справедливости у детей дошкольного возраста"

Сборник статей: Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование». Часть 7, ноябрь 2019....

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка          ( младший дошкольный возраст ). Общеизвестно воздействие художественной литера...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста пре...