Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II
статья по художественной литературе (старшая группа)

Курдюмова Ирина Александровна

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II

 

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится ознакомлению дошкольников с художественной литературы.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение, способствует эмоциональному развитию ребёнка, даёт прекрасные образцы литературного языка. Огромно её познавательное, эстетическое и воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, а так же языка других народов.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок будет к нему подготовлен, а для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других форм художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям и формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные свойства языка, осознавать переносное значений слов и предложений.

Всё последующие знакомство с огромным литературным миром будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача, как воспитателю, так и родителей привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Тексты подобраны с учётом возрастных особенностей и речевых возможностей шести-семилетних детей.

Проблема восприятия литературный произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в воображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчёркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

 

 

В своей таблице я бы хотела рекомендовать родителям, а так же воспитателям примерный перечень литературных произведений, которые подходят данному возрасту дошкольников.

В данной подборке произведений учтены как возрастные особенности, так и речевые возможности семилетних детей. .

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Речь становится образной, выразительной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи является произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Художественная система фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

В старшем дошкольном возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, педагог или родитель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношение героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самых героев, и их поступки.

В усвоении содержания прочитанного текста большую роль играет вступительное слово до читателя или родителя (того, кто читает): в нём можно рассказать от автора, передать краткое содержание текста, который предстоит прочитать, привести аналогичные ситуации из жизни самих детей, попросить привести подобные примеры. В процессе беседы дети учатся понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо, трудолюбивый и ленивый, добрый и жадный и т.д.

Такая предварительная работа готовит детей к восприятию текста, к пониманию его смысла, повышает интерес к чтению, побуждает узнать что-то новое.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствовать тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, чёткости и образности.

 

Таблица по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

 

Малые художественные формы.

Фольклор

Произведения русских и зарубежных писателей.

Проза

Произведения русских и зарубежных поэтов.

Стихи

 

Сказки

 

Русские народные песенки, заклички, прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, считалки, загадки об игрушках, о животных, о зиме.

 

Английские народные песенки.

 

Шотландские народные печенки

(в перев. С.Я. Маршака).

 

Голландские народные песенки.

 

Украинские и белорусские народные песенки.

 

Немецкие народные песенки:

«Лесная лягушка», «Седая старушка» (пересказ Л.Яхнина).

 

«Бульдог по кличке Дог» (из американской народной поэзии).

 

Шведские народные песенки «Едем, едем на лошадке» (перевод И. Токмакова).

 

 

 

 

 

Братья Гримм «Золотой гусь», «Горшок каши», «Бременские музыканты».

 

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Русалочка».

 

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик».

 

Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль).

 

А. Куприн «Слон», «Железная дорога» (из книги «Что я делал»).

 

Б. Житков «Как я ловил человечков», «Баштан», «Сад», «Про слона».

 

М. Зощенко «Великие путешественники».

 

К. Паустовский «Кот - ворюга».

 

Н. Носов «Живая шляпа», «Затейники», «Огородники», «Огурцы», «Карасик».

 

Е. Носов «Как ворона крыше заблудилась».

Г. Снегирёв «Пингвиний пляж».

 

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок!».

 

М. Москвина «Кроха».

 

В. Даль «Старик – годовик».

 

К. Ушинский «Слепая лошадь», «Сила не право».

 

Р. Киплинг «Слонёнок».

 

М. Эме «Краски».

 

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»).

 

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе».

 

О. Пройслер «Маленькая Баба Яга».

 

Х. Мякеля «Господин Ау».

 

Л. Н. Толстой «Филиппок», «Косточка», «Дуб и орешник».

 

Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

 

Я. Тайц «По ягоды», «По грибы», «Послушный дождик».

 

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Ёж».

 

М. Глинская «Хлеб».

 

В. Осеева «Просто старушка».

 

Е. Серова «Нехорошая история».

 

В. Катаев «Цветик-семицветик», «Грибы».

 

С. Аксаков «Грибы».

 

В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой», «Пусть будет и соловей и жук».

 

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачонка», «Пожарные собаки», «Хотела галка пить», «Ворона и рак», «Воробей и ласточки», «Белка и волк».

 

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».

 

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка».

 

И. Соколов – Микитов «Белки», «На лесной дороге», «Листопадничек», «Глухари».

 

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

 

Е. Чарушин «Журавль», «Заяц», «Белка», «Волк», «Медвежонок», «Волчишко», «Страшный рассказ».

 

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».

 

И. Калинина «Как ребята переходили улицу».

 

С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

 

В. Бианки «Синичкин календарь», «Купание медвежат», «Ёж», «Лесные домишки», «Грачи», «Приключения муравьишки».

 

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Золотой луг».

 

С. Я. Маршак «Как печатали книгу», «Почта».

 

В. Одоевский «Мороз Иванович» (сказка).

 

А. Гайдар «Голубая чашка».

 

М. Горький «Воробьишко».

 

Г. Снегирёв «Кто сажает лес», «Про пингвинов», «Чембулак».

 

Д. Р. Киплинг, рассказы из «Книги джунглей».

 

А. Бажов «Серебряное копытце».

 

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

 

Е. Пермяк «Первая рыбка».

 

А. Митяев «Мешок овсянки».

 

Ю. А. Гагарин «Вижу Землю!»

 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису».

 

Г. М. Цыферов «Паровозик».

 

Р. П. Погодин «Жаба».

 

В. Д. Берестов «Где право, где лево», «Приятная весть», «Знакомый».

 

 

А. С. Пушкин «Птичка», «У лукоморья дуб зелёный».

 

Ф. Тютчев «Зима недаром злится..», «Есть в осени первоначальной».

 

И. Бунин «Первый снег».

 

П. Соловьёва (Allegro) «Ночь и день».

 

М. Волошин «Осенью».

 

Саша Чёрный «Волк».

 

К. И. Чуковский «Приключения Бибигона».

 

С. Есенин «Белая берёза», «Пороша» и др.

 

А. Н. Плещеев «Осень наступила».

 

С. Маршак «Пудель».

 

Д. Хармс «Весёлый старичок». 

 

Б. Заходер «Собачкины огорчения».

 

Я. Аким «Жадина».

 

Э. Мошковская «Обида».

 

Э. Ю. Шим «Черёмуха».

 

И. Токмакова «Мне грустно».

 

Н. Рубцов «Про зайца».

 

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

 

А. С. Пушкин «Унылая пора..»,

«Уж небо осенью дышало…».

 

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Поёт зима – аукает…», «Черёмуха».

 

И. С. Никитин «Встреча зимы».

 

Е. Трутнева «Первый снег».

 

С. Я. Маршак «Декабрь», «Двенадцать месяцев» (Новогодняя сказка).

 

К. Бальмонт «Снежинка», «К зиме».

 

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!... Крестьянин, торжествуя..».

 

И. З. Суриков «Зима», «Детство».

 

Н. А. Некрасов «Мороз - воевода».

 

З. Александрова «Дед Мороз».

 

С. Чёрный «Мчусь, как ветер, на коньках..».

 

А. А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка».

 

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».

 

Басни И. А. Крылова.

 

Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

 

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».

 

Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

 

Е. Серова «Подснежник».

 

В. А. Жуковский «Жаворонок».

 

Я. Акин «Неумейка».

 

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»., «Что читают кошки по воскресеньям» (перевод С. Маршака).

 

В. Маяковский «Кем быть?».

 

А. Блок «На лугу».

 

С. Маршак «Апрель», «Рассказ о неизвестном герое».

 

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

 

М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

 

А. Барто «Верёвочка».

 

И. Токмакова «Сказка про сазанчика».

 

 

 

 

«Илья Муромец и Соловей – разбойник» русская былина.

 

«Заяц – хвастун» (русская народная сказка).

 

«Вершки и корешки» (русская народная сказка).

 

«Лиса и кувшин» (русская народная сказка).

 

«Финист – Ясный сокол» (русская народная сказка).

 

«Сивка – бурка» (русская народная сказка).

 

«Царевна – лягушка» (русская народная сказка).

 

«Айога» (нанайская народная сказка).

 

«Кукушка» (ненецкая народная сказка).

 

«Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка).

 

 

«Жёлтый аист» (китайская народная сказка).

 

«Снегурочка» (русская народная сказка).

 

«У страха глаза велики» (русская народная сказка).

 

«В гостях у дедушки Мороза» (русская народная сказка).

 

«Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка).

 

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

 

«Петух и бобовое зёрнышко» (русская народная сказка).

 

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

 

«Хвосты» (русская народная сказка).

 

«Кот, петух и лиса» (русская народная сказка).

 

«Лиса и козёл» (русская народная сказка).

 

«Заюшкина избушка» (русская народная сказка).

 

 

«Старик и медведь» (русская народная сказка).

 

«По щучьему велению» (русская народная сказка).

 

«Заяц и ёж» (немецкая сказка).

 

«Каша из топора» (русская народная сказка).

 

«Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка перевод А. Кун).

 

«Купец и попугай» (индийская сказка перевод В. Крашенинникова).

 

«Две лягушки» (японская народная сказка перевод Н. Фельдман под редакцией С. Маршака).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится ознакомлению дошкольников с художественной литературы.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение, способствует эмоциональному развитию ребёнка, даёт прекрасные образцы литературного языка. Огромно её познавательное, эстетическое и воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, а так же языка других народов.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок будет к нему подготовлен, а для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других форм художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям и формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные свойства языка, осознавать переносное значений слов и предложений.

Всё последующие знакомство с огромным литературным миром будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача, как воспитателю, так и родителей привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Тексты подобраны с учётом возрастных особенностей и речевых возможностей шести-семилетних детей.

Проблема восприятия литературный произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в воображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчёркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

В своей таблице я бы хотела рекомендовать родителям, а так же воспитателям примерный перечень литературных произведений, которые подходят данному возрасту дошкольников.

В данной подборке произведений учтены как возрастные особенности, так и речевые возможности семилетних детей. .

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Речь становится образной, выразительной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи является произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Художественная система фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

В старшем дошкольном возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, педагог или родитель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношение героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самых героев, и их поступки.

В усвоении содержания прочитанного текста большую роль играет вступительное слово до читателя или родителя (того, кто читает): в нём можно рассказать от автора, передать краткое содержание текста, который предстоит прочитать, привести аналогичные ситуации из жизни самих детей, попросить привести подобные примеры. В процессе беседы дети учатся понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо, трудолюбивый и ленивый, добрый и жадный и т.д.

Такая предварительная работа готовит детей к восприятию текста, к пониманию его смысла, повышает интерес к чтению, побуждает узнать что-то новое.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствовать тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, чёткости и образности.

Таблица по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

Малые художественные формы.

Фольклор

Произведения русских и зарубежных писателей.

Проза

Произведения русских и зарубежных поэтов.

Стихи

Сказки

Русские народные песенки, заклички, прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, считалки, загадки об игрушках, о животных, о зиме.

Английские народные песенки.

Шотландские народные печенки

(в перев. С.Я. Маршака).

Голландские народные песенки.

Украинские и белорусские народные песенки.

Немецкие народные песенки:

«Лесная лягушка», «Седая старушка» (пересказ Л.Яхнина).

«Бульдог по кличке Дог» (из американской народной поэзии).

Шведские народные песенки «Едем, едем на лошадке» (перевод И. Токмакова).

Братья Гримм «Золотой гусь», «Горшок каши», «Бременские музыканты».

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Русалочка».

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик».

Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль).

А. Куприн «Слон», «Железная дорога» (из книги «Что я делал»).

Б. Житков «Как я ловил человечков», «Баштан», «Сад», «Про слона».

М. Зощенко «Великие путешественники».

К. Паустовский «Кот - ворюга».

Н. Носов «Живая шляпа», «Затейники», «Огородники», «Огурцы», «Карасик».

Е. Носов «Как ворона крыше заблудилась».

Г. Снегирёв «Пингвиний пляж».

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок!».

М. Москвина «Кроха».

В. Даль «Старик – годовик».

К. Ушинский «Слепая лошадь», «Сила не право».

Р. Киплинг «Слонёнок».

М. Эме «Краски».

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»).

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе».

О. Пройслер «Маленькая Баба Яга».

Х. Мякеля «Господин Ау».

Л. Н. Толстой «Филиппок», «Косточка», «Дуб и орешник».

Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

Я. Тайц «По ягоды», «По грибы», «Послушный дождик».

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Ёж».

М. Глинская «Хлеб».

В. Осеева «Просто старушка».

Е. Серова «Нехорошая история».

В. Катаев «Цветик-семицветик», «Грибы».

С. Аксаков «Грибы».

В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой», «Пусть будет и соловей и жук».

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачонка», «Пожарные собаки», «Хотела галка пить», «Ворона и рак», «Воробей и ласточки», «Белка и волк».

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка».

И. Соколов – Микитов «Белки», «На лесной дороге», «Листопадничек», «Глухари».

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Е. Чарушин «Журавль», «Заяц», «Белка», «Волк», «Медвежонок», «Волчишко», «Страшный рассказ».

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».

И. Калинина «Как ребята переходили улицу».

С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

В. Бианки «Синичкин календарь», «Купание медвежат», «Ёж», «Лесные домишки», «Грачи», «Приключения муравьишки».

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Золотой луг».

С. Я. Маршак «Как печатали книгу», «Почта».

В. Одоевский «Мороз Иванович» (сказка).

А. Гайдар «Голубая чашка».

М. Горький «Воробьишко».

Г. Снегирёв «Кто сажает лес», «Про пингвинов», «Чембулак».

Д. Р. Киплинг, рассказы из «Книги джунглей».

А. Бажов «Серебряное копытце».

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

Е. Пермяк «Первая рыбка».

А. Митяев «Мешок овсянки».

Ю. А. Гагарин «Вижу Землю!»

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису».

Г. М. Цыферов «Паровозик».

Р. П. Погодин «Жаба».

В. Д. Берестов «Где право, где лево», «Приятная весть», «Знакомый».

А. С. Пушкин «Птичка», «У лукоморья дуб зелёный».

Ф. Тютчев «Зима недаром злится..», «Есть в осени первоначальной».

И. Бунин «Первый снег».

П. Соловьёва (Allegro) «Ночь и день».

М. Волошин «Осенью».

Саша Чёрный «Волк».

К. И. Чуковский «Приключения Бибигона».

С. Есенин «Белая берёза», «Пороша» и др.

А. Н. Плещеев «Осень наступила».

С. Маршак «Пудель».

Д. Хармс «Весёлый старичок».  

Б. Заходер «Собачкины огорчения».

Я. Аким «Жадина».

Э. Мошковская «Обида».

Э. Ю. Шим «Черёмуха».

И. Токмакова «Мне грустно».

Н. Рубцов «Про зайца».

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

А. С. Пушкин «Унылая пора..»,

«Уж небо осенью дышало…».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Поёт зима – аукает…», «Черёмуха».

И. С. Никитин «Встреча зимы».

Е. Трутнева «Первый снег».

С. Я. Маршак «Декабрь», «Двенадцать месяцев» (Новогодняя сказка).

К. Бальмонт «Снежинка», «К зиме».

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!... Крестьянин, торжествуя..».

И. З. Суриков «Зима», «Детство».

Н. А. Некрасов «Мороз - воевода».

З. Александрова «Дед Мороз».

С. Чёрный «Мчусь, как ветер, на коньках..».

А. А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка».

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».

К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».

Басни И. А. Крылова.

Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».

Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Е. Серова «Подснежник».

В. А. Жуковский «Жаворонок».

Я. Акин «Неумейка».

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»., «Что читают кошки по воскресеньям» (перевод С. Маршака).

В. Маяковский «Кем быть?».

А. Блок «На лугу».

С. Маршак «Апрель», «Рассказ о неизвестном герое».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

А. Барто «Верёвочка».

И. Токмакова «Сказка про сазанчика».

«Илья Муромец и Соловей – разбойник» русская былина.

«Заяц – хвастун» (русская народная сказка).

«Вершки и корешки» (русская народная сказка).

«Лиса и кувшин» (русская народная сказка).

«Финист – Ясный сокол» (русская народная сказка).

«Сивка – бурка» (русская народная сказка).

«Царевна – лягушка» (русская народная сказка).

«Айога» (нанайская народная сказка).

«Кукушка» (ненецкая народная сказка).

«Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка).

«Жёлтый аист» (китайская народная сказка).

«Снегурочка» (русская народная сказка).

«У страха глаза велики» (русская народная сказка).

«В гостях у дедушки Мороза» (русская народная сказка).

«Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка).

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

«Петух и бобовое зёрнышко» (русская народная сказка).

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

«Хвосты» (русская народная сказка).

«Кот, петух и лиса» (русская народная сказка).

«Лиса и козёл» (русская народная сказка).

«Заюшкина избушка» (русская народная сказка).

«Старик и медведь» (русская народная сказка).

«По щучьему велению» (русская народная сказка).

«Заяц и ёж» (немецкая сказка).

 

«Каша из топора» (русская народная сказка).

«Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка перевод А. Кун).

«Купец и попугай» (индийская сказка перевод В. Крашенинникова).

«Две лягушки» (японская народная сказка перевод Н. Фельдман под редакцией С. Маршака).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

В статье говорится о правильном подборе книг. Что предпочтительнее читать детям, какие жанры выбирать....

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка          ( младший дошкольный возраст ). Общеизвестно воздействие художественной литера...